Демпинг уничтожает рынок добросовестного страхования

0
Страховой рынок пока не вернулся к докризисным уровням. По оценкам экспертов объемы страховых премий в текущем году вырастут на 7% по сравнению с 2009 годом, но это все еще ниже значений 2008 года. Окончательное восстановление рынка ожидается только в следующем году. И это в том случае, если розничные страховщики не вернутся к стратегии «взаимного уничтожения» — демпингу. Пока же рост убыточности заставил их поднять тарифы, а акцент ценового противостояния сместился в корпоративный сегмент, где реже бывают страховые случаи, а выплаты растягиваются на долгий срок.

«Тема страхового демпинга сегодня переросла из розничного сектора в корпоративный. И сегодня под угрозой находятся не только убытки частных лиц, но и крупные убытки крупнейших организаций. А между тем теме страхового демпинга уделяется совсем немного внимания по сравнению с тем, что было раньше, в большей степени потому, что прежние разговоры ни к чему не привели, ни с точки зрения надзора, ни с точки зрения законодательства», — отмечает Вадим Янов, председатель правления Страховой группы «Согаз».

Страховой демпинг — это продажа страховых услуг на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке.

«Страхование — это такая сфера, в которой ты покупаешь услугу сегодня, а понадобиться она может только через очень длительное время, а может и вообще не понадобиться», — отмечает Дмитрий Макаров, первый заместитель генерального директора «Росгосстраха».

Сейчас очень тяжело отличить демпинг от сознательного снижения тарифа, от тарифной политики, которая проявляется в результате действий целого ряда специалистов. Таким образом, сегодня масштаб проблемы не уменьшился в сравнении с 2009 годом, она просто переходит в несколько иные плоскости.

По мнению Андрея Кашеварова, заместителя руководителя ФАС России, демпинг является центральной проблемой страхового рынка на сегодняшний день. «Основной вид страхования, где наблюдается демпинг, — это автострахование (мы стали наблюдать это, еще когда начали работать по вопросам банкострахования в части соглашений страховщиков и банков по автокредитам). Кроме того, хотя и в меньшей степени, демпинг поразил такие сферы, как страхование корпоративного имущества, и другие виды страхования», — продолжает специалист.

В прошлом году Роспотребнадзор провел мониторинг тарифов КАСКО у 25 страховщиков, лидирующих на этом рынке, в результате появилась вилка тарифов для этого вида страхования.

Диапазон тарифов КАСКО (% от страховой суммы)

Автомобиль                                  Хищение

Отечественные легковые автомобили        0,5-4,0%

Отечественные грузовики и автобусы        0,4-3,2%

Иностранные легковые автомобили         0,3-2,5%

Иностранные грузовики и автобусы         0,6-3,2%

По словам Дмитрия Макарова, сегодня в России конкурентная борьба ведется достаточно ожесточенно. Конечно, конкуренция должна существовать, для того чтобы клиент получал качественную услугу за минимальную цену, но у нас конкуренция идет в основном ради конкуренции, и это ни к чему хорошему не приведет, считает специалист.

Демпинг также является фактором, который способствует ускорению разорения компании. По словам специалистов, в страховании должны существовать нетто-тарифы. Необходимо принимать некие законодательные акты, регулирующие нетто-тарифы — себестоимость продукта, так называемую нижнюю планку, что и будет нормализовывать деятельность страховых компаний. Также, по словам Вадима Янова, чтобы страховые компании вели себя добросовестно и на данном рынке царил порядок, Роспотребнадзору необходимо тщательнее и строже регулировать данный сегмент.

Автор: Максим Казаков

Источник: РБК.Личные Финансы

Поделиться

Комментарии