Надо привести уровень заработной платы в соответствие с производительностью труда. Антикризисная политика правительства не должна подменять собой ответственность бизнеса за результаты своей работы.
Прошлое сегодняшних событий более чем неопределенно: еще лет сорок исследователи будут уточнять, какие основные причины явились теми пружинами, которые, сорвавшись, дали толчок все еще необозримому по глубине и широте охвата по-настоящему глобальному кризису. С будущим все проще: во-первых, как и все другие, этот кризис будет побежден, и во-вторых, проигравшими окажутся те, кто (забыв многократно проверенную истину) сосредоточит свои основные ресурсы на ремонте обваливающихся старых крепостных стен, а выиграют те, кто, перетерпев, отстроит рядом новые кварталы.
Практическая составляющая, вытекающая из данного взгляда на суть вещей, - отстраивать новые дома и обустраивать улицы надо быстрее, чем сыпется песок старых стен. А это значит, что первая глава антикризисной программы должна начинаться с проекта того города, в котором нам хотелось бы оказаться по окончании кризиса. Представляется, что посткризисная структура экономики должна быть существенно скорректирована относительно нынешней. Также подлежит решительной модернизации система взаимоотношений в треугольнике общество-бизнес-власть.
Не издеваться над бюджетным процессомНе следует в момент кризиса, который имеет сильную составляющую финансового недоверия, резко менять систему управления, вплоть до прямого нарушения Конституции. А чем иным является решение Госдумы и СФ о создании «комиссии Федерального собрания по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований»? В соответствии с принятым решением три депутата от Государственной думы и три члена Совета Федерации имеют право вносить изменения в бюджет в течение планового периода с последующим информированием (!) председателей палат. В Конституции достаточно ясно определено, что утверждение и изменение бюджета есть прерогатива парламента в целом, а не только отдельных депутатов. Конституционная обязанность парламента - публично рассматривать и принимать федеральный закон о распределении общественных финансов - то, что и носит название «федеральный бюджет». Оперативностью здесь также не прикрыться: всеми, включая премьера, было отмечено, что скорострельное выделение средств банкам как из бюджета, так и из золотовалютных резервов ожидаемого эффекта не принесло (деньги не дошли до конечных получателей - реального производства). На сегодняшний день уже сделана заявка со стороны правительства на неофициальный секвестр около 9% расходной части бюджета. При этом урезать планируется в первую очередь инвестиционные расходы.
В моменты кризисов, подобных тому, который мы преодолеваем, принципиально важна уверенность всего общества, что власть действует несуетливо, уверенно и продуманно. Не грех вспомнить, что английский парламент не прерывал своей работы и не менял регламентных принципов взаимодействия с исполнительной властью даже в тот момент, когда Великобритания была единственной противоборствующей агрессорам стороной в начале Второй мировой войны в 1940-1941 годах.
Бизнес должен ответить самКак бы мы ни относились к эффективности исполнительной власти в предыдущие (тучные) периоды, сегодняшняя ее попытка сходу взвалить всю ответственность за кризис на себя не оправданна. Участие власти в целом ряде упущений, которые осложняют протекание кризиса (в конце концов, именно власть сформировала условия, при которых возникла избыточная зависимость российского бизнеса от состояния мировой финансовой системы) , очевидно. Но в рыночной экономике основная ответственность за ее состояние лежит на бизнесе, и именно от собственников и менеджеров бизнеса общество ждет эффективных действий и в «тощие» годы. Почти 20 лет, прошедших с момента официальной приватизации, дают государству основания не поощрять иждивенческие, а тем более инфантильные действия руководителей бизнеса международных размеров. Есть проверенные правила поведения ответственного бизнеса, главное из которых - самостоятельно платить по своим долгам деньгами (владельцы «Красного котельщика» из Таганрога именно сейчас начали вкладывать собственные деньги в модернизацию своего предприятия) , собственностью (УГМК идет на банкротство одного из своих непрофильных подразделений) или… репутацией. Помощь государства бизнесу - это перераспределение ресурсов от одних бизнесов к другим, как правило, от более эффективных к менее эффективным. Это очень опасный шаг на пути выхода из кризиса. И плохая воспитательная традиция на будущее.
Не следует питать иллюзий, что пришел конец рыночному либерализму и наступает благородная кейнсианская эра максимально возможной государственной собственности и максимальных бюджетных расходов. Сегодня соучастие государства в разруливании ситуации объективно обусловлено. Но достаточный исторический опыт свидетельствует: прямое государственное участие в бизнесе в подавляющем числе случаев заметно менее эффективно, чем частная инициатива. Одной из основных причин финансового кризиса стала не жадность, или просчеты в финансовом секторе, или недостатки регулирования на финансовых рынках, но повсеместное разрастание различных социальных и суверенных фондов (Китай, Норвегия, страны Персидского залива, Россия). Они, с одной стороны, сыграли роль антикризисной подушки, но с другой - предложили рынку избыток средств, которые, в силу своего бесплатного для государства происхождения, позволили снизить требования к эффективности размещения этих ресурсов. Что, в свою очередь, явилось одной из причин чрезмерного роста многих активов - сначала социальных (сколько стран соучаствовали в поддержании всевозрастающего дефицита бюджета США?) , затем за ними подтянулось сырье, а потом по цепочке строительство и т. д.
Без радикального (как правило, в разы) изменения эффективности (производительности труда) прямая финансовая поддержка государства будет работать как экономический наркотик. Безусловно, исключительно рыночные лекарства - избавление от избыточных активов, реструктуризация задолженности по договоренности с кредитором, смена собственников и менеджмента, сокращение персонала, банкротства - имеют некоторые максимально допустимые социальные границы. Но есть опыт Японии, которая попыталась в начале 90-х годов выйти из национального кризиса, также связанного с завышенной оценкой активов, мягким социальным путем с помощью массированного финансового участия государства. На практике же это вылилось для страны в почти двадцатилетнюю депрессию, потерю значительной части технологического лидерства, накопленного в 60-80-х годах (уже выросло поколение, которое не помнит, что было такое «японское чудо») , и создание у себя под боком условий для появления конкурентоспособных экономик в своих технологических кластерах.
Дутые зарплатыНет особого смысла приводить множественную статистику соотношения производительности труда по России в целом или отдельным отраслям (отставание от высокоразвитых стран в среднем в четыре-пять раз). Но на одном аспекте, который является результатом не долговременного исторического тренда, а событий самых последних лет, остановиться следует.
Если в развитых странах прирост производительности труда незначительно, но устойчиво опережает прирост оплаты труда, если у самых крупных из быстроразвивающихся стран - Китая и Индии - прирост производительности труда в два раза выше прироста зарплаты, то в России ситуация обратная: у нас прирост оплаты труда в последние годы в два раза опережает прирост производительности труда. Только с октября 2005-го по октябрь 2008 года средняя зарплата выросла с 305 до 687 долларов в месяц, тогда как производительность труда за тот же период увеличилась всего на 21% (оценка руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича). Представляется, что это ключевая проблема, на решении которой должна быть сконцентрирована экономическая политика, и кризис должен выступить здесь как стимулирующий фактор. Я не имею в виду такой банально-аморальный способ, как подгон показателя производительности под желаемую цифру путем ускоренного сокращения его знаменателя, то есть численности занятых. В конце концов, численность привязана к используемой технологии. Я только хотел бы, чтобы мы, выбирая вариант экономической политики, правильно расставили акценты.
Что для нас сегодня важнее - стимулировать выпуск устаревшей продукции и пытаться протолкнуть ее на внутреннем рынке (на внешний рынок все, что кроме сырья и вооружений, не проталкивается) взамен импорта, в частности путем девальвации рубля, или поддерживать технологический импорт, который в предкризисный период стал объективно нарастать, а значит, не поддаваться еще одному временному слабительному - ослаблению рубля? Конечно, ослабление рубля на какой-то период дает более привлекательную картинку по валовым показателям динамики производства в целом. Но оно уводит от решения более важной задачи - кардинального повышения эффективности экономики.
Какой сигнал правительство, опубликовав список 295 системообразующих предприятий, послало банкам при выборе приоритетов кредитования? Будет ли облегчена жизнь малого бизнеса? Достанутся ли ему хоть какие-то кредитные ресурсы?
Каждая уже внедренная технология имеет предел своего потенциала производительности. Принципиальные прорывы возможны только через новый бизнес. Практически у всех предприятий из «списка 295» технологическая основа создана еще в советский период. Сможем ли мы остаться конкурентоспособными, сохранив только эту системообразующую основу, или начнем фундаментально поддерживать процесс превращения современного малого бизнеса в средний и более крупный? Или же будем отсиживаться в ожидании новой волны роста цен на сырье?
В стране нет недостатка рабочей силы. В экономике нехватка современных немонополизированных производств, для поддержания создания и развития которых государству пока недостает заинтересованности. Однако без них фундаментальная проблема отставания общей конкурентоспособности российской экономики по причине низкой производительности труда не имеет решения.
Рассчитывать на свои сбереженияПо форме кризис проявился как финансовый, поэтому важнейшее условие его преодоления - создание относительно независимой национальной финансовой системы, структурным ядром которой, очевидно, служит банковская.
Тут перед нами опять-таки стоит проблема выбора. Скорее всего, здесь будут конкурировать две принципиальные модели взаимоотношений банков с заемщиками. Первая модель описана руководителем Сбербанка Германом Грефом. Он высказался за то, чтобы, учитывая положение заемщика, пересматривать условия выдачи кредита, включая отсрочку по платежам, при условии компенсации этих расходов банка из бюджета. Альтернативной модели, не предполагающей никаких изменений установленных правил игры между банком и заемщиком, придерживается глава банка ВТБ 24 Михаил Задорнов. Представляется, что реальное антикризисное управление банковской системой окажется
Важнейшая прикладная задача, которая должна быть решена нашей банковской системой, - научиться перерабатывать собственные деньги, то есть внутренние накопления, а не развиваться с преимущественной опорой на внешние заимствования, как все предкризисные годы.
С этой точки зрения решение ЦБ о повышении ставки рефинансирования (в противоход мировой общепринятой на сегодня практике) выглядит как одно из самых обнадеживающих из всех, что были приняты в развернувшемся кризисе. Нет другого способа создать современную финансовую систему (тем более еще один мировой финансовый центр) , кроме как сделать выгодным использование ее инвестиционных возможностей, прежде всего для своих граждан.
Конечно, следование данному рецепту означает заметное повышение стоимости денег для их потребителя - заемщика. По счастью, у государства есть возможность компенсировать часть расходов предприятий по финансовым заимствованиям снижением их расходов по другим статьям, в первую очередь отказом от неоправданного роста тарифов на услуги естественных монополий.
Кроме того, необходимо рассмотреть отдельную меру для малого и молодого бизнеса: государство должно взять на себя расходы по подключению вновь создаваемых предприятий к энергоисточникам. Во всяком случае на тот период времени, когда в силу снижения промышленных объемов производства появились дополнительные энерговозможности. Согласно прогнозу заместителя министра энергетики Вячеслава Синюгина, спрос на энергопотребление в 2009 году будет колебаться от + 1 до -2%. Независимые аналитики оценивают падение спроса в 3-5%.
Придется напрячьсяИ последнее. Согласно Конституции, Россия - социальное государство. Но развернутого определения понятия «социальное» нет. На практике социальное чаще всего трактуется как перераспределение ресурсов в пользу определенных групп населения, которые в силу различных обстоятельств (возраст, здоровье) не могут на равных с другими участвовать непосредственно в процессе производства. Более прагматичным и полезным, особенно в условиях кризиса, было бы понимание социально ориентированного государства как государства, поддерживающего условия, при которых выгодно работать. Нравственный смысл государственной политики - помогать «потеющему».
Дилетантски опасными выглядят сегодня предложения, навеянные легендой, что из кризиса 30-х годов Америка выбралась с помощью придуманных Ф. Д. Рузвельтом общественных работ, в частности широкомасштабного строительства дорог. Дороги - это хорошо. Но из кризиса США выскочили, увы, только когда уже началась Вторая мировая, потребовавшая принципиально иного напряжения сил и концентрации усилий (именно в это время была по-настоящему запущена, в том числе, конвейерная система производства Ф. Тейлора) при резко возросшей производительности труда. Абсолютно аналогичный процесс наблюдался в то время и в СССР.
Сегодня другая эпоха, но принципиально иное напряжение сил - необходимое условие преодоления кризиса. И главное место приложения этих сил - предприятия, производящие новые продукты с помощью новых технологий. В первую очередь такие усилия готовы прилагать образованные, энергичные люди, не получившие на халяву удачную часть государственной собственности, способные рискнуть и войти в новые ниши, которые будут появляться в результате поиска выхода из неблагоприятной ситуации. На них-то и должно опереться государство и общество в целом. Но для выявления, консолидации и поддержания их как социально влиятельной группы необходим новый, более открытый и доверительный диалог власти и общества в целом во всех доступных цивилизованных форматах.
Атор: Валерий Зубов
Источник: «Эксперт» № 3 (642)