Эксперты находят в бензиновом кризисе много шумихи

0

Сверхплановое майское повышение экспортной пошлины на бензин станет одним из способов борьбы с топливным кризисом. И не слишком продуманным шагом, считают эксперты. Они по-прежнему не верят в топливный кризис и указывают на то, что власть сейчас пытается переложить всю ответственность на частные компании.

Проект постановления о повышении с мая экспортной пошлины на нефтепродукты вчера, 28 апреля, поручил предоставить Минэнерго премьер-министр Владимир Путин. Пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков уточнил СМИ, что увеличение пошлин коснется только бензина.

Так, экспортная пошлина на бензин с 1 мая вырастет на 44%. Она составит $408,3 за тонну, то есть 90% от ставки пошлины на нефть, которую установят в мае. На данный момент пошлина на бензин составляет 67% от пошлины на нефть.

Повышение экспортной пошлины на бензин, по мнению правительства, уравняет рентабельность продаж на внутреннем и внешнем рынках. Разница в них заставила нефтяников наращивать экспорт, что привело к дефициту бензина в ряде регионов.

Напомним, сообщения о проблемах с поставками топлива ранее поступали из Барнаула, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Иркутска и Мурманска. О наступлении топливного кризиса не понаслышке говорят в Санкт-Петербурге, Ярославле и на Сахалине. Дефицит бензина намечается и в Москве.

Генеральный директор“ INFOLine» Иван Федяков считает, что действия правительства по повышению экспортных пошлин не приведут ни к чему хорошему.

«В очередной раз делается, в какой-то степени, глупость. Потому что акцизы на нефтепродукты всегда были заградительными, начиная с 90-х годов, — раскрывает корреспонденту Firstnews Федяков цепочку, в результате которой выросли цены на бензин и случился „топливный кризис“. — Цены же в Советском Союзе были значительно ниже, чем у соседей. Разрыв доходил до нескольких раз. Это была некая уникальность советской экономики, которая базировалась на дешевых энергоносителях, чему способствовала географическая близость к месторождению».

Затем Россия пересела на рыночные рельсы, продолжает Федяков. Все поняли, что поток нефтепродуктов хлынет на Запад, и внутренний рынок останется без топлива. Поэтому были введены заградительные пошлины, акцизы на вывоз топлива таких размеров, что экспорт стал экономически нецелесообразным. Экономически оправданным стал только вывоз нефти, а не нефтепродуктов, за исключением мазута, считает Федяков.

Последние 10 лет цены на внутреннем рынке росли, и теперь они на таком уровне, что внутренняя цена на топливо стала соответствовать европейским аналогам. События 90-х и последующих годов привели к тому, что инвестиции внутри страны в отрасль нефтепереработки стали никому не интересны.

«Фактически нефтеперерабатывающая отрасль оставалась недофинансированной. Теперь она требует больших инвестиций, которые неоткуда взять, поэтому цены на бензин растут, — отмечает Иван Федяков. — Запретив экспорт нефтепродуктов на внешнем рынке, мы рискуем остаться в той же самой ситуации, что и в 90-х годах. Внутренний рынок сбалансирован, ни о каком взрывном росте потребления нефти говорить не приходится, несмотря на рост автомобильного парка».

Инициатива правительства повысить экспортные пошлины призвана оправдать рост цен на топливо внутри страны, говорит Федяков.

«Вопрос в модернизации отрасли, в поиске серьезных инвестиций. Необходимо разобраться в цепочке ценообразования. Винить только коммерческие компании абсолютно неправильно. Их основная цель – получать прибыль и платить налоги с этой прибыли, а государство должно эти налоги перераспределять», — сказал Федяков корреспонденту Firstnews.

При этом он отмечает, что тарифы компании «Транснефть», которая полностью государственная, не спешат снижаться. «Цены за подключение к трубе „Транснефти“ просто зашкаливают, выходят за все возможные пределы».

Эксперт Минэкономразвития Александр Сакович говорит, что решение правительства повысить экспортные пошлины на бензин поспешны, и в результате могут нарушиться какие-то условия контрактов.

«Если нам нужно решить проблему конкретно с Алтайским краем, зачем нужно „вырубать“ вообще весь бензин, ради того, чтобы обеспечить бензином две точки“? Если бы речь шла не о бензине, и экспортную пошлину подняли бы на все нефтепродукты, это бы привело к свертыванию производства и возникновению дефицита. Бензин же не столь влияет на экономику», — рассказал корреспонденту Firstnews Сакович.

Эксперт утверждает, что с 2000-х годов угроза дефицита в России исчезла. Он говорит, «шумихи вокруг топливного кризиса больше, чем самого кризиса», и часто подменяются понятия «высокие цены» и «дефицит».

Источник FirstNews

Поделиться

Комментарии