Кто не режет расходы на обучение

0 1069

В тяжелые времена все больше компаний нуждаются в грамотных сотрудниках. И все меньше желают тратиться на их обучение. Что взамен? Наставничество и скидки на MBA.

Немного статистики. Примерно 50% компаний полностью сократили бюджет на обучение. Еще 40% его скорректировали — уменьшили или изменили структуру заказов (данные Учебного центра МФЦ). Масштабные зачистки в области знаний провели предприятия машиностроения и металлургии, в удовольствии учиться себе отказали девелоперы и финансисты (до 70%). В меньшей степени образовательные репрессии коснулись сотрудников торговых и IT-компаний. И почти не дошли до го­су­дар­ст­вен­ных монстров вроде Сбербанка или «Газпрома“.

Своими силами. »И в лучшие времена мы учили сотрудников лишь самому необходимому. Например, тому, что требует от нас законодательство: готовили к аттестации ФСФР или сертификации по МСФО. Также стремились прививать редкие среди соискателей навыки: умение вести деловую переписку на иностранных языках у секретарей или английский у водителей, — рассказывает заместитель гендиректора «Метрополя“ Наталья Анненская. — Теперь ситуация на рынке труда улучшилась: высвободилось большое количество специалистов. Легче купить человека с нужной опцией, нежели натренировать его».
Однако изобилует готовыми кадрами только финансовая сфера. В реальном секторе квалифицированные руки по-прежнему в дефиците. «Мы не можем обойтись без сертификатов по бе­зо­пас­но­сти полетов, без обеспечения сотрудников специальными знаниями по погрузке, разгрузке воздушных судов, — говорит руководитель проекта построения корпоративного университета „Волга-Днепр“ Светлана Моторина. — Но обучение, необходимое для реализации карьерных планов служащих, можно реализовать в структуре корпоративного университета».
О создании собственных школ задумывается все больше компаний: теперь это не вопрос престижа, а экономическая необходимость. Штатный преподаватель обходится дешевле покупного. Цена мо­сков­ско­го 16-часового двухдневного тренинга для группы из 15-20 человек варьируется в широком диапазоне 60-180 тыс. рублей. Такой же курс, но выписанный из Санкт-Петербурга, будет стоить в среднем 80 тыс. рублей. Кроме того, настроения и цены в учебных заведениях могут меняться, а собственный преподаватель будет послушно идти в заданном направлении.
Другие планируют инвестировать в пе­да­го­ги­че­ские таланты своих сотрудников. «Обращаемся к внутренним ресурсам: опытные руководители и успешные консультанты берут на себя роль тренеров и наставников. Такие сотрудники пройдут обучение на тренеров и составят программы обучения с учетом насущных потребностей компании», — рассказывает руководитель отдела персонала Knight Frank Елена Королева. Компания Cadbury, не отказываясь от покупки профессиональных курсов, будет оптимизировать расходы с помощью сильного отдела внутреннего обучения. По мнению менеджмента, тот обладает множеством наработок и богатым опытом проведения тренингов для сотрудников. 

На другой стороне. Как повлияет падение спроса на деятельность образовательных учреждений? По наблюдениям Александра Чеканского, декана факультета стратегического управления ИБДА АНХ, ниже всего в глазах работодателей упали долгосрочные программы: если уж и вкладывать деньги в персонал, то результат хочется увидеть сразу. В первую очередь в учебе отказывают сотрудникам, рассчитывающим за счет компании получить такой дорогостоящий продукт, как МВА. Правда, и до кризисных времен таких везунчиков в бизнес-школах было не более 10% от общего числа студентов, остальные учились за свой счет. А вот корпоративные программы, рассчитанные на массовое обучение персонала, могли давать учебному заведению до 50% выручки — в зависимости от размера и специализации на рынке.
Общее веяние — пролонгация контрактов на долгосрочное сотрудничество. От заключения новых компании, как правило, воздерживаются. Так, «Метрополь» не отказался от обучения 60 студентов из Бурятии на экономическом факультете Санкт-Петербургского горного института. А Microsoft продолжает повышать профессиональный уровень своих сотрудников в ИБДА.
В доходе ИМИСП корпоративные программы традиционно приносили около трети выручки. Из них 80% приходится как раз на контракты с крупными российскими корпорациями. «В этом сегменте проблем нет, так как договоры заключены на несколько лет, — говорит директор по развитию и внеш­ним связям ИМИСП Дмитрий Павлов. — Но 20% доходов приносят короткие программы сто­и­мо­стью 5-20 тыс. евро. Здесь наблюдаем падение спроса. Все просто: такие курсы заказываются по мере диагностики компанией определенной проблемы. По сути, это не инвестиции в развитие персонала, а текущие операционные затраты. Их-то бизнес, пытающийся выжить в коротком периоде, и режет. Большинство структур, с которыми осенью были достигнуты соглашения, перешли в режим ожидания. В январе нам удалось продать всего одну программу такого типа».

«Кризис» в названии. Бизнес-образование приняло ряд оперативных мер. Первыми попытками бороться с кризисом стало учреждение «одноименных» программ — на рынке появилось мно­же­ст­во курсов со словом «кризис» в названии. Но практика показала: особым успехом у потребителей они не пользуются. «В конце ноября мы выпустили программу „Управление компанией в условиях кризиса“. Но спрос оказался значительно ниже ожидаемого, — рассказывает первый проректор по стратегическому развитию и маркетингу ММВШБ „Мирбис“ Елена Бешкинская. — Наши постоянные клиенты-компании корректируют ранее оговоренные программы. Конечно, их интересуют проблемные, но все-таки классические курсы, существующие у нас достаточно давно. Например, управление проектами и персоналом в период быстрых изменений в компании, оптимизация всех сфер деятельности предприятия». Если новые названия не возбудили интереса слушателей, то, возможно, их привлекут новые цены. Так, «Мирбис» предоставляет отсрочки платежей и дает до 15% скидки на корпоративные программы. Скидку в 20%, приуроченную к 20-летию школы, можно получить в ИБДА. Дисконты налагаются на прошлогодние цены: впервые за многие годы учебные заведения не повысили расценки. Обычно годовой рост составлял не менее 20%.
Финансовая гибкость и диверсификация портфеля услуг позволит учебным центрам выстоять. «Появилась возможность более гибкого ценообразования. Ведь основную долю в стоимости курса составляет заработная плата тренера. Сейчас преподавательская нагрузка снизилась, появилась возможность более качественно готовиться к занятиям и уменьшить стоимость своих услуг. Считающий деньги потребитель должен оценить этот шаг, — комментирует заместитель гендиректора Учебного центра МФЦ Ирина Павлей. — В конце 2008 года мы обнаружили, что часть рынка учебных услуг сместилась в область консультирования. Нас выручило наличие в нашей структуре не только учебного центра, но и кадрового агентства, а также консалтингового подразделения. Мы перераспределили задачи внутри коллектива и разработали новые продукты в линейке консалтинговых услуг».

Автор:

Источник: журнал «Финанс.»

Поделиться