Источник: Финансы
Лояльность сотрудников — важная составляющая успешного бизнеса. При грамотной позиции руководства, от подчинённых можно добиться весьма впечатляющих результатов: безропотной сверхурочной работы, согласия на скромную зарплату и даже отказов уйти к более щедрым конкурентам. «Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми!» — мысль, озвученная некогда Теодором Рузвельтом, как нельзя ярче отражает суть нематериальной мотивации персонала.
Для чего нужна нематериальная мотивация персонала?
Современные экономические условия таковы, что компании стремятся использовать квалифицированный труд специалистов и при этом не слишком щедро его оплачивать. Но ведь и специалисты родились не вчера: чем качественнее результаты их работы и больше опыт, тем выше требования к условиям труда и вознаграждению. Словом, необходима мотивация для того, чтобы хороший специалист не ушёл из компании.
Не все предприятия способны выплачивать сотрудникам премии и бонусы, и, чтобы не упустить ценные кадры, корпоративная служба по управлению персоналом рекомендует руководству прибегать к мотивации нематериальной.
На что направлена нематериальная мотивация?
Работать «за идею» наш народ умеет. Важно лишь нащупать ту самую нежную струнку в душе, которая заряжает работников энтузиазмом. У каждого это
Методы нематериальной мотивации персонала
Политика открытого общения с персоналом. Что бы ни происходило в компании, персонал не должен довольствоваться слухами. Предположим, фирма переживает сложные времена и очевидно, что грядут сокращения. Кто лишится работы в первую очередь? Когда будет принято это решение? Сколько человек останутся без работы? Умы работников будут заняты этими вопросами, и только ими. Работа отойдёт на второй план, поскольку встревоженный, расстроенный, угнетённый сотрудник не способен трудиться производительно.
Руководство должно держать связь с коллективом. Пусть не лично (открытый диалог с подчинёнными требует определённых качеств и опыта) , однако через офис-менеджера, отдел кадров или
Поддержание самооценки сотрудников. Человек, уверенный в своих силах и таланте, способен свернуть горы. Он с удовольствием работает, зная, что его труды будут замечены и оценены по достоинству. Он отдан делу на 100% и на эти же 100% старается выдать результат.
Но чем больше компания, тем мельче в ней человек. Винтик в огромном механизме — это про тысячей менеджеров, бухгалтеров и прочих специалистов, которых штрафуют за 5-минутное опоздание и унижают камерами слежения в кабинетах. Руководители, в деловых кругах слывущие виртуозными дипломатами, со своими подчинёнными обращаются подчас хуже, чем с домашними питомцами. И это несмотря на то, что именно эти «винтики» обеспечивают слаженную работу его корпорации и, по большому счёту, приносят доход.
Людей нужно уважать и ценить. Как минимум, воздерживаться от повышенного или пренебрежительного тона, нецензурных выражений. Незаменимых у нас нет? Безусловно, но ведь это касается и компаний.
Стимулирование личностного и профессионального роста сотрудников. Мы учимся всю жизнь, в том числе — и в профессиональном плане. Специалист, заинтересованный в своём развитии, прогрессивен и полезен для компании. Такие порывы необходимо поощрять и, по возможности, способствовать их осуществлению.
Повышать квалификацию персонала можно прямо в рабочее время, организовывая деловые игры и конкурсы. Не стоит жалеть о потраченном рабочем времени, ведь подобные мероприятия внесут разнообразие в привычный рабочий процесс, взбодрят и просто повеселят людей. А затрат-то всего ничего — придумать идею конкурса да распечатать на цветном принтере несколько грамот.
Хорошо, если есть возможность командировать сотрудников на тренинги, способствующие их личностному или профессиональному росту. Или, опять же, периодически проводить их в стенах компании. У людей не должно возникать ощущение, что жизнь проходит мимо, пока они сидят за своими столами и ожидают окончания рабочего дня.
Расширение полномочий сотрудника — отличный способ отметить способного специалиста. Безусловно, это не должно выглядеть, как принудительное взваливание на его плечи дополнительных обязанностей. Наряду с новыми делами, человек должен получить корпоративный ноутбук, личный кабинет, помощника или другой «бонус», который может позволить себе компания. Наивысшей рабочей похвалой также является продвижение по карьерной лестнице. Даже если зарплата существенно не изменится, самолюбию работника польстит более высокий статус.
Создание достойных условий труда. Это и кабинеты, где не нужно сидеть друг у друга на головах. И компьютеры, которых хватает на всех сотрудников. И элементарные бытовые нужды, вроде наличия офисной кухни и бумажных салфеток в туалете. Трудно сохранять боевой дух, когда вокруг унылая обстановка, обшарпанные стены и окна, из которых сквозит. Инициатива? Энтузиазм? Нет, только не здесь.
Обстановка играет свою роль. Сотрудник современного офиса и сам стремится одеваться стильно и быть успешным. Он гордится местом своей работы и рад представлять свою компанию. Работнику же захудалой конторы, в которую и клиента-то пригласить стыдно, тянуться не к чему, а деградировать — есть куда…
Озеленить офис, повесить пару оригинальных картин, поставить диван в холле — это уже создаст настроение. А ящик для анонимных пожеланий от сотрудников станет связующим звеном между персоналом и руководством.
Создание и поддержание корпоративной культуры. Свой индивидуальный стиль есть у любой компании. Он проявляется в уважении к ценностям компании, отношении к работе, манере общения внутри коллектива, соблюдении дресс-кода и многом другом. Чем многочисленнее штат, тем сложнее его контролировать и содержать в едином стиле.
Эти задачи и решает корпоративная культура, для создания и укрепления которой в корпорациях создаются целые отделы. Сплотить коллектив помогают совместные мероприятия, интранет, внутренние периодические издания.
Но при этом важно помнить, что образцом для подражания всё равно остаётся выше стоящее начальство. Как оно придерживается статутов и правил, принятых в компании, относится к клиентам и сотрудникам, такая культура распространится и на весь офис.
Словесная благодарность. «Я могу прожить целых два месяца только за счет хорошей похвалы», — эти слова принадлежат Марку Твену и должны быть известны каждому, кто занимает руководящую должность.
Словесная благодарность — должно быть, самый дешёвый из всех видов нематериальной мотивации и едва ли не самый эффективный. Похвалить подчинённого, отметить его работу, поблагодарить за усердие — вот и всё, что требуется от руководителя, чтобы у работника открылось второе дыхание и появилось желание работать ещё лучше, даже несмотря на то, что зарплата не сильно радует размерами.
Для этого не обязательно ждать определённого повода или корпоративного торжества. Для этого даже не нужны свидетели. Просто подойти к человеку в обычный вторник и сказать: «Виктор, отличные показатели! Приятно работать с таким спецом!», — вот и вся магия доброго слова. Простая для одних и непостижимая — для других.
Выводы
Нематериальная мотивация персонала значительно упрощает жизнь руководству и улучшает — сотрудникам. Но и на добром слове и хорошей самооценке долго не проживёшь. Как минимум, раз в год желательно повышать зарплату персоналу, выписывать премии или, по крайней мере, улучшать социальный пакет (бесплатные обеды в офисе, абонемент в фитнес-центр, пользование служебным транспортом и т.д.).
Источник: Финансы