Источник: © ИА Клерк.Ру, аналитический отдел
Как правило в большинстве организаций ИТ-инфраструктура представляет собой сборную солянку из изделий разных производителей, не лучшим образом сочетающихся друг с другом, к тому же приобретенных у разных поставщиков. При этом, что бы навести в этом хозяйстве порядок требуется масса средств и времени. Современным решением этой проблемы может стать появившаяся в России услуга под названием «аутсорсинг ИТ-инфраструктуры».
Очень часто поводы для приобретения нового оборудования возникают практически из ниоткуда, хотя нередко они сопровождают приятные события в жизни организации, такие как создание новых рабочих мест, открытие филиалов, «дочек» и вообще новых направлений бизнеса. Иногда получается и так, что имеющийся технический парк устарел настолько безнадежно, что казавшиеся вполне приличными еще каких-то три года назад машины сейчас остается только выбросить, предварительно выкрасив зеленой краской, чтобы не было так обидно.
Обе ситуации объединяет одно: необходимость потратить ощутимую сумму денег на покупку, доставку, установку и настройку оборудования как минимум. А также нести определенные постоянные расходы на сотрудников, обслуживающих весь набор техники. По закону жанра, компьютеры и серверы не заменяются «одним махом», чаще всего ИТ-инфраструктура компании представляет собой сборную солянку из изделий разных производителей, не лучшим образом сочетающихся друг с другом, к тому же приобретенных у разных поставщиков. Для того? чтобы навести в этом хозяйстве порядок, когда уже нет сил справляться со сбоями, в любом случае понадобится масса средств и времени.
Современным решением всех перечисленных проблем может стать сравнительно недавно появившаяся в России услуга под необычным названием «аутсорсинг ИТ-инфраструктуры». На практике, как водится,черт отнюдь не так страшен, и чаще всего эти слова означают обычный переход от модели «купим сейчас, потратим много денег и начнем пользоваться» к модели «арендуем, начнем пользоваться и будем платить понемногу ежемесячно».
Лично я подразделяю аутсорсинг ИТ-инфраструктуры на два, в целом параллельных, направления: с использованием и без использования виртуализации рабочих мест. Если вкратце, то в первом случае компания или организация арендует внешние серверные мощности и использует их для собственных нужд практически тем же самым образом, что и устаревшие (или только требующие покупки) офисные серверы. Разворачивается файловое хранилище, запускаются службы электронной почты, единой авторизации в домене, корпоративный портал, CRM и любые другие, необходимые в работе приложения. При этом доступ ко всем данным осуществляется «по старинке», с обычных компьютеров, установленных на рабочих местах сотрудников. То есть, когда внешняя инфраструктура используется подобным образом, компьютеры продолжают требовать к себе профессионального внимания и довольно быстро устаревают.
Второе направление гораздо более технологично и современно. При этом, как это ни печально, для запуска этой схемы работы придется все же пойти на расходы, связанные с переоснащением рабочих мест. Однако расходы эти будут как минимум в два раза ниже, чем при обновлении обычных рабочих компьютеров. Дело в том, что, вместо компьютеров, компания будет приобретать так называемые «тонкие клиенты». Это устройства, чьи функции ограничены подключением к серверу, приемом сигналов от мыши и клавиатуры, а также выводом изображения на дисплей. При включении они связываются с сервером, загружают операционную систему и нужные приложения. После этого сотрудник получает в свое распоряжение обычный «рабочий стол» со всем привычным содержимым и работает абсолютно таким же способом, как если бы мы использовали не тонкие клиенты, а обычные компьютеры.
В силу простоты конструкции и того факта, что большая часть задач возложена на сервер, тонкие клиенты гораздо дольше не устаревают и требуют минимум внимания в ежедневной эксплуатации. Фигурально выражаясь, для того, чтобы они нормально работали, потребуется только вытирать с них пыль.
В схеме работы с виртуализацией рабочих мест есть ряд дополнительных преимуществ. Прежде всего, это возможность легко и прозрачно обновить операционную систему или набор установленных приложений одновременно на всех рабочих местах. При этом не нужно будет покупать новые версии приложений: появилась новая редакция – вся компания организованно и одномоментно перешла на нее. Нет нужды запускать системных администраторов по всему офису для установки новых версий на каждый отдельный компьютер, где очень часто
Конечно же, совсем без минусов описанные решения обойтись не могут. Главная ложка дегтя в этой красивой бочке меда – проблемы со стабильным и быстрым интернет-доступом в России. К сожалению, кардинальное решение этой проблемы в большинстве городов России либо невозможно, либо крайне дорого. Остается только по мере сил содействовать развитию этой отрасли в нашей стране и ждать светлого будущего, которое, хотя бы в области доступа в интернет, обязательно наступит, не в этом году так в следующем.
Вместе с тем, если попробовать превратить затруднения в возможности, то из подобной попытки может родиться неплохая бизнес-идея. Дело в том, что быстрый доступ нужен только к серверам, а не к Интернету в целом. То есть, например, если компания «квартирует» в бизнес-центре, можно приобрести несколько серверов и стать поставщиком услуг для всех компаний, расположенных в этом же центре. При этом скорость работы всей системы не будет зависеть от интернет-канала и в целом станет гораздо выше.
Чтобы суммировать все вышесказанное, приведу примерный расчет стоимости построения собственной ИТ-инфраструктуры и двух вариантов использования внешней (аутсорсинга). Данные, очевидно, не претендуют на истину в последней инстанции и являются ориентировочными. Однако примерное соотношение затрат они должны отражать достаточно точно для того, чтобы ими можно было иллюстрировать потенциальный экономический эффект.
Представим, что нам нужно обновить технический парк в компании на 50 сотрудников. Замене подлежат компьютеры на рабочих местах, серверы и средства коммутации. Подразумевается, что мы хотим обеспечить высокую надежность системы и защиту от сбоев, поэтому используем как минимум два сервера и отдельную систему хранения данных.
- Офисные компьютеры – 50×15.000 = 750.000 рублей
- Серверы – 2×160.000 = 320.000 рублей
- Система хранения данных – 200.000 рублей
- Коммутация –коммутаторы, маршрутизаторы–80.000 рублей
- Программное обеспечение: операционные системы для компьютеров, офисные пакеты и другие приложения = 1.000.000
Таким образом, единовременные затраты на перевооружение – 750 + 320 + 200 + 80 + 1000 = 2350 тысяч рублей, без учета оплаты труда специалистов по покупке, доставке, установке и настройке оборудования.
Теперь рассмотрим варианты с аутсорсингом ИТ-инфраструктуры, с виртуализацией и без виртуализации рабочих мест.
- Офисные компьютеры заменяются тонкими клиентами – 50×10.000 = 500.000 рублей
- Серверные мощности и система хранения данных, почтовые ящики, операционные системы для тонких клиентов и другие приложения арендуются у поставщика соответствующих услуг за 90.000 рублей в месяц
- Система коммутации значительно упрощается, для простоты учета будем считать, что ее стоимость снизится в два раза, до 40.000 рублей.
В этом случае затраты на перевооружение составят – 500 + 40 = 540 тысяч рублей единовременно, плюс 90 тысяч рублей ежемесячно. Непосредственная выгода приближается к двум миллионам рублей. Если перенести эти средства на покрытие операционных расходов (ежемесячные платежи поставщику услуг) , их хватит как минимум на два года. Таким образом, мы избегаем больших единовременных капитальных издержек и получаем возможность перенаправить высвободившиеся средства на развитие бизнеса.
Вариант «без виртуализации рабочих мест» серьезно теряет в привлекательности на этом фоне, однако по-прежнему остается способом сэкономить миллион рублей на единовременных капитальных расходах (потребуется покупать ПО, на что уйдет миллион из тех двух, что мы сэкономили в предыдущем варианте). Зато ежемесячные затраты на аренду ресурсов и лицензий на ПО снизятся до 60-70 тысяч рублей.
Понятно, что скептикам всегда найдется, что на это возразить, однако свободные, не замороженные средства – всегда благо для компании. Они как минимум смогут приносить свои 5%, находясь на счету в банке. Кроме того, не понадобится принимать оборудование на баланс, амортизировать его, списывать в конце срока эксплуатации, и так далее – аутсорсинг инфраструктуры избавляет от огромного количества бумажной волокиты.
Если плюсов все еще мало – к ним добавляется отсутствие потребности в ремонте оборудования и платном обновлении программных продуктов. И, конечно же, есть вещи, которые непросто измерить в деньгах, потому что эффект может быть просто неизмерим. Под этим я понимаю рост надежности ИТ-инфраструктуры в разы, если не на порядок. Вынесение инфраструктуры «наружу» страхует компанию от массы рисков, часто не принимаемых во внимание. Пожар или потоп в офисе, воровство, скачки напряжения, приводящие к поломкам, наконец, технические сбои, приводящие к потере важнейших данных – оборудование провайдера, как правило, надежно защищено от всех подобных форс-мажоров. К тому, же, если организация развивается, организовать еще десяток рабочих мест или поднять производительность интернет-магазина в период новогодних продаж – не проблема, все эти действия осуществляются буквально в пределах нескольких часов.
Ну и, наконец, как ягодка на торте – финансовая ответственность поставщика услуг. Любая серьезная компания-провайдер прописывает в договоре на оказание услуг финансовую ответственность, наступающую в случае перебоев в их предоставлении. Это еще один, весьма немаловажный, фактор в пользу аутсорсинга.
Автор: Александр Дембовский, руководитель направления маркетинга и продуктов компании Cloud One
Источник: © ИА Клерк.Ру, аналитический отдел