«Я обращаю внимание на окружающую жизнь, только когда пуля пробивает окно моего кабинета». Что ж, это, безусловно, позиция. Но в рыночной ситуации разумнее все-таки следить за политико-экономическими реалиями в стране и на рынке, чтобы избежать таких сюрпризов." />

Стоит ли слепо верить расчетам аналитиков, если интуиция подсказывает обратное?

0

Известный французский литератор Теофиль Готье как-то сказал: «Я обращаю внимание на окружающую жизнь, только когда пуля пробивает окно моего кабинета». Что ж, это, безусловно, позиция. Но в рыночной ситуации разумнее все-таки следить за политико-экономическими реалиями в стране и на рынке, чтобы избежать таких сюрпризов. Мне часто приходилось слышать мнения бизнесменов о том, что все, что не связано с зарабатыванием денег напрямую, — пустое дело, болтовня и «вообще, я телевизор не смотрю». Однако, если руководитель сознательно помещает себя в башню из слоновой кости, занимаясь исключительно бизнесом, ежедневной операционной работой, игнорируя внешний мир во всем его разнообразии, он неизбежно пропустит, сейчас или позже, какую-нибудь важную тенденцию, зарождающееся явление, которое может либо принести ему огромные дивиденды, либо остановить развитие его бизнеса.

Руководитель, первое лицо, топ-менеджер или собственник, если он совмещает эти позиции в одном лице, обязан быть носителем функции предвидения, если ее можно так назвать. Но на моей памяти точность пророчеств в большом западном бизнесе даже у признанных гуру корпоративного мира составляла не более 50%. Связано это, по-моему, с тем, что лидеры бизнеса, создатели собственных, даже очень крупных, компаний часто не учитывают огромного количества, казалось бы, случайных факторов вроде потребительских пристрастий или финансового кризиса где-нибудь на Филиппинах. Они следят лишь за динамикой роста известного им сегмента, то есть редко выходят за рамки родной индустрии. Человеческое сообщество неоднородно, и поведение покупателей в США заметно отличается от поведения тех же покупателей в Европе, не говоря уже о России. Умение определить и грамотно использовать стимулы покупательского спроса в каждой конкретной экономико-социальной среде — в этом во многом и состоит дар предвидения руководителя. Ибо покупательское поведение, правила игры на рынке меняются очень медленно, и уважающий себя бизнесмен просто обязан использовать открывающееся «окно возможностей» (излюбленное американское выражение) для прибыльной работы на рынке в этот период. Но принципиально важно также почувствовать, когда это окно закрывается (как было с ползучей тенденцией обеления рынка техники, которую некоторые компании не уловили, получив в результате многомиллионные иски налоговиков).

Очень важно, с одной стороны, не переоценивать собственный опыт (он всегда ограничен) , а с другой — не переоценивать мнения аналитиков и рейтинговых агентств. Вспомним, что было с IT-индустрией, когда еще в 2000 г. аналитики продолжали писать взахлеб о перспективах цифрового мира, а крах пирамиды доткомов тем временем неотвратимо надвигался. За примерами далеко ходить не надо — чего стоит нынешний кризис! Кредитные заимствования наращивались без какого-либо учета возможного негативного сценария. И уж, конечно, прогнозы индексов, выдаваемые на-гора маститыми и дорогостоящими аналитиками-экспертами, иначе как дурным анекдотом назвать нельзя. Но кто-то же должен был все это предвидеть!

Интуиция, предвидение на самом деле есть концентрированное выражение опыта, знаний. Именно поэтому любое сужение информационного канала для руководителя чревато ошибками в принятии решений. Широкий взгляд на мир, в том числе общение с различными слоями бизнеса, власти, науки, искусства, включение всех возможных телеканалов в прямом и переносном смысле, — залог качественного прогнозирования, поскольку базируется оно на практическом опыте, экономическом образовании и не замутненных собственным величием аналитических способностях каждого лидера.

Борис Щербаков
гендиректор компании Oracle в СНГ

Источник: Smoney

Поделиться

Комментарии