У меня было мало опыта, и мне помогло то, что бизнес рос медленно», — говорит Хэрри Кларк. В 1997 г. он основал компанию Cobalt Telephone Technologies, снял офис в автоприцепе Portakabin, купил оборудование на распродажах, частично нашел на помойке. Первоначально Cobalt продавала комплексные решения для проведения автоматических транзакций, таких как оплата счетов по телефону. В 2006 г. компания запустила RingGo, запатентованный продукт, позволяющий водителям оплачивать парковку кредитной картой с помощью звонка с мобильного телефона. «Если бы у меня были деньги для быстрого роста, возможно, я добился бы меньшего успеха», — говорит Кларк. Сейчас его цель — сделать свой бизнес, оборот которого к концу года, как ожидается, составит 2,2 млн фунтов стерлингов, лидером рынка безналичной оплаты парковки.
«Когда размер капитала недостаточен для выживания, способность распорядиться им определяет разницу между теми, кто достигает цели, и теми, кто нет», — говорит Амар Бхиде, преподаватель Школы бизнеса Колумбийского университета. «Найдите нишу, которая даст вам преимущество», — говорит Норм Бродски, серийный предприниматель из США. Он вспоминает, как открыл компанию CitiStorage в помещении склада, где потолки были выше, чем там, где обычно арендовали площади складские компании. Арендная плата взималась за квадратные метры, но дополнительная высота позволила ему устанавливать больше ящиков и получать более высокую маржу.
Создание фондов финансирования — постоянная проблема небогатых предпринимателей. Кларк занял у тестя 20 000 фунтов стерлингов на расходы по новому проекту. И хотя он выплатил заем — да еще с процентами, — Кларк считает, что полагаться на родственников трудно. Лучше, думает он, предложить нескольким друзьям, у которых есть свободные деньги, инвестировать в бизнес небольшие суммы. «Но не обещайте им, что инвестиции окупятся», — добавляет он.
Компании, которые быстрее платят поставщикам, с большей вероятностью выживут в период экономического спада. Ловушка, говорит Майк Фейт, основатель компании Headsets.com, заключается в том, что поставщики предоставляют пролонгированные кредиты только тем, кому доверяют. Фейт, начинавший бизнес с минимальным капиталом в 1997 г. — оборот которого в прошлом году составил $30 млн, — всегда старался платить поставщикам быстро. Это был необходимый этап перед переговорами о более длительных сроках: «Если это был счет, который нужно было оплатить в течение 30 дней, мы платили через семь или 14 дней. Затем просили счет на 45 дней и платили через 30. Затем просили на 60 дней».
Источник: газета «Ведомости»