С момента начала финансового кризиса тысячи людей потеряли работу. «Московский бухгалтер» написал немало статей по этой острой теме. Стараясь быть в курсе последних событий, журнал предлагает читателю самую свежую информацию, затрагиващую проблему безработицы.
В этот раз мы решили встретиться с президентом портала Superjob.ru и поговорить о том, как изменилась ситуация на рынке труда с осени прошлого года.
— Алексей Николаевич, вы, как никто другой, в курсе последних событий, которые происходят сегодня на рынке труда. Могли бы вы рассказать, как обстоят дела в этой области?
- Количество вакансий на рынке труда с октября прошлого года начало постепенно падать. В нормальной ситуации, при отсутствии экономического кризиса, активность работодателей начинала обычно снижаться с середины декабря, но уже после новогодних каникул постепенно возвращалась на прежний уровень. В 2008 году все было иначе. Уже в октябре стала складываться декабрьская ситуация, то есть рынок предложений пошел на спад, и так продолжалось вплоть до января текущего года. Обычно в этот период деятельность по поиску персонала резко возрастает. И сейчас ситуация повторилась — рынок труда очнулся. Другое дело, что он очнулся относительно декабря 2008-го, а фактически откатился к началу 2007 года. При этом надо понимать, что положение на рынке труда в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках сильно отличается от общего положения дел. Самые большие трудности сейчас испытывают те города, в которых только одно-два так называемых градообразующих предприятия. Если встанет производство, то может начаться социальная катастрофа, поэтому государство активно оказывает помощь этим городам, что, кстати, на мой взгляд, не совсем правильно. Большинство таких предприятий были построены еще в советское время и находятся в ужасном состоянии, на них в течение 20-30 лет не проводилась модернизация, и, по сути, их нужно было закрыть, потому что они не конкурентоспособны, а вкладывать в них деньги экономически нецелесообразно. В Москве такой большой проблемы нет: работы много, и никто с голоду не умирает.
— Тем не менее в ряде областей, в частности финансовой, сокращение персонала достигло половины от общей численности штата.
— Про половину — это неправда, но некоторые инвестиционные департаменты, которые работали с фондовым рынком, сокращены на сто процентов. Если речь идет об инвестиционных компаниях, то здесь сокращение персонала достигло 90-95 процентов. Аналогичная ситуация сложилась и в банках, в том числе крупных. Однако при этом клиентский сервис здесь существовать продолжает, несмотря на все сложности.
— Люди каких специальностей сегодня находятся в более выигрышном положении?
— В лучшем положении сегодня оказались те, у кого есть техническое образование. Квалифицированные работники, кстати, всегда были в дефиците, поэтому и сегодня им гораздо проще найти работу. Вообще же кризис открывает возможность найти себя в другой области, даёт шанс заняться тем, что лучше получается. И если раньше времени на это не было, жизнь текла в своем привычном русле, то сейчас ситуация вынуждает искать новые решения.
— Многие специалисты по подбору персонала рекомендуют переквалифицироваться. Как вы относитесь к такой антикризисной мере?
— Совершенно очевидно, что переквалифицировать, например, бухгалтера в токаря хотя бы 1-го разряда вряд ли возможно. Такой токарь просто не найдет себе работу. Всем нужен токарь 5-го и 6-го разряда. Необходимо время, чтобы приобрести соответствующую квалификацию. Но так же сложно будет переучить и токаря в бухгалтера. О переквалификации можно говорить в том случае, если специальности близки друг к другу. Тот же токарь 6-го разряда может очень быстро стать фрезеровщиком 6-го разряда, потому что он знает, как работает станок, что такое оснастка, умеет пользоваться измерительным инструментом и так далее. Точно так же менеджер по рекламе, который работал с автомобилями, может очень скоро перейти в фармацевтическую компанию. В принципе, о переквали-
фикации можно говорить и как о смене специальности, но возникает вопрос: как это сделать? Для «белых воротничков», если они хотят продолжать работать в офисе, тема переквалификации не актуальна, чего не скажешь о «синих». Если бывший работник офиса решил пойти в плиточники, то благодаря курсам он за относительно короткое время сможет овладеть этой специальностью. Но, на мой взгляд, вопрос переквалификации, в принципе достаточно спорный. В основном человека приходится учить заново, а на это нужны время и деньги, и неизвестно, какая будет от этого отдача. В отличие от офисного работника, который имеет высшее образование, «синим воротничкам» гораздо сложнее найти своей работе замену в силу ограниченности навыков. Произошло сокращение на заводе, и куда им податься, если кроме станка они больше ничего не знают?
— Можете ли вы порекомендовать стратегию поиска работы в сегодняшних условиях?
— Не могу сказать, что в настоящий момент существует какая-то особенная стратегия при поиске работы. Мне кажется, что сейчас этот процесс происходит точно так же, как и до кризиса, с той лишь разницей, что люди стали более серьезно относиться к процессу самого поиска. Однако есть некоторые нюансы, о которых важно помнить. К примеру, необходимо делать все правильно, измеряя каждый шаг. Ведь у всего есть свои законы. Так, большое значение имеет резюме, которое соискатель планирует отправлять потенциальным работодателям. Оно должно быть составлено в соответствии с инструкцией, которую несложно увидеть на нашем сайте. Но, к сожалению, многие соискатели игнорируют ее, делая все по-своему, путая поля заполнения и т.д. Почти 100 процентов резюме, размещаемых на нашем сайте, необходимо править вместе с консультантом, так как все они, за редким исключением, не отвечают правилам грамотного составления этого документа. Впрочем, и работодатели тоже довольно часто пренебрегают стандартами размещения вакансий.
Следующий важный момент — это грамотное поведение во время собеседования с менеджером по персоналу. В первую очередь необходимо понимать, что сотрудник по кадрам не ждет от соискателя эпопей о трудовых подвигах и высочайшем профессионализме, потому что все равно не сможет в полной мере оценить его потенциал. Эту информацию нужно приберечь для встречи с руководителем, а не выкладывать ее на первичном собеседовании. Иными словами, собеседование с менеджером по персоналу — некий фильтр, через который проходит кандидат. Правда, стоит учитывать тот факт, что сегодня работодатель может выбирать между высококлассными специалистами, соответственно, он более придирчив к кандидатам. Учитывая это, к собеседованиям стоит готовиться более тщательно и уж никоим образом не позволять себе заносчивого поведения. Соискатель вынужден принимать правила игры работодателя.
— Если говорить о кандидатах, приехавших из других городов в столицу, и о кандидатах, проживающих в Москве на протяжении длительного времени или с самого рождения, то кому с большей вероятностью работодатель отдаст предпочтение?
— Если у работодателя встанет выбор между равноценными кандидатами, один из которых приехал из региона, а другой — коренной житель столицы, то с большей вероятностью возьмут первого, потому что, объективно говоря, человек с периферии более мотивирован и готов работать, во-первых, за небольшие деньги, во-вторых, его самоотдача будет выше, чем у жителя Москвы. Однако, если человек, который родился в Москве, является хорошим специалистом в своей области, да еще с красным дипломом, то, безусловно, его шансы сильно возрастают.
— Как вы считаете, бухгалтеры сейчас находятся в зоне повышенного риска в плане увольнений?
— Бухгалтеры сегодня находятся в таком же положении, как и юристы, секретари и токари 6-го разряда. Специалистов, еще раз повторюсь, не хватает. Трудно будет найти работу неквалифицированному бухгалтеру, и чем старше его возраст, тем меньше шансы получить место. В сложном положении оказались и молодые специалисты или выпускники вузов, особенно студенты, которые весело проводили время в институте и на третьем или четвертом курсе не пошли работать. Но если перед работодателем встанет вопрос, взять на работу среднего бухгалтера, которому за сорок, или выпускника вуза с небольшим опытом работы, то, конечно, возьмут последнего. Потому что молодой специалист может и готов впитывать в себя новые знания, к тому же у него нет семьи, и его зарплатные требования не такие высокие, а общаться с ним намного проще, чем со зрелым работником. Кроме того, могу сказать, что выпускники технических специальностей, даже те, которые учились на тройки, находятся сейчас в гораздо лучшем положение, чем гуманитарии.
— Вы являетесь членом рабочей группы проекта «Вместе», созданного партией «Единая Россия» в поддержку «белых воротничков». Какой вклад вносит портал Superjob в работу этого проекта?
— Правящая партия «Единая Россия» очень обеспокоена тем, что происходит сегодня на рынке труда, это одна из первых фракций, которая начала говорить о том, что государству пора серьезно заняться этим вопросом. Чаще остальных тема увольнений звучит из уст председателя Комитета по труду и социальной политике Андрея Исаева. Но мы также знаем, что в Госдуме было создано несколько антикризисных рабочих групп, одна из которых, во главе с председателем подкомитета по техническому регулированию Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Владимиром Мединским, занимается рынком труда. В эту группу входят несколько представителей думских комитетов, депутаты, эксперты, представители СМИ. Каждую среду мы собирается вместе, чтобы обсудить рабочие вопросы. Какова роль «СуперДжоба» в этом проекте? Поскольку мы держим руку на пульсе и являемся крупнейшим ресурсом в сфере трудоустройства, то обеспечиваем рабочую группу реальной информацией, что сегодня происходит на рынке труда. Ведь очень часто то, что мы слышим с экранов телевизоров от официальных лиц, или то, что пишут журналисты в деловой прессе, ничего общего с реальным положением вещей не имеет. Можно слышать совершенно упаднические прогнозы или, наоборот, слишком оптимистические, но они не соответствует действительности. Какая-то информация доходит из Росстата или Федеральной службы занятости, но она поступает с очень большим опозданием, а наша компания в состоянии предоставить оперативные данные. Более того, мы даем экспертную оценку, которая может повлиять на решение группы и на разработку законопроектов.
— Какими именно данными вы снабжаете участников проекта?
— Информация, которую мы предоставляем рабочей группе, связана с обзором заработной платы и исследованиями по социальным пакетам, также мы сообщаем о наиболее напряженных участках трудового рынка, ну и о ситуации в целом, конечно же. Вот, например, по последним данным, которыми мы располагаем, с января этого года добровольное медицинское страхование как корпоративная льгота для сотрудников сократилось вдвое, а это означает, что сейчас начнут «проседать» страховые компании и поликлиники, которые обслуживают офисных служащих. Помимо этого, нами предоставляются объективные данные по зарплате в различных отраслях, которые неоднозначны. По строительству, например, мы фактически не фиксируем снижение зарплаты, потому что сметчиков, прорабов, руководителей по строительству всегда не хватало. Несмотря на падение темпов строительства, там все равно продолжают платить хорошие деньги. И падение предложений в этой отрасли происходит гораздо медленнее, чем в других.
— Какой ваш прогноз по безработице на этот год? Ситуация по-прежнему будет ухудшаться или можно ожидать позитивного перелома? Некоторые полагают, что многие компании сейчас испытывают шок, но со временем они адаптируются к кризису и на рынке труда начнут появляться новые вакансии.
— Прогнозы сейчас давать очень сложно. Однако могу сказать, что год начался оптимистично, вектор труда пошел вверх. Конечно, если бы сейчас не было кризиса, то вакансий было бы в три раза больше, а резюме — в два раза меньше.
Нам кажется, что у ряда компаний адаптация к кризису уже произошла, особенно у тех, которые появились на рынке несколько лет назад. И такие современные фирмы не проводили серьезных сокращений пер-сонала. Что же касается заявлений о грядущей волне увольнений весной этого года, то «белых воротничков» это вряд ли коснется. Если экономическая ситуация сохранится на том уровне, на котором она находится сейчас, то рынок труда начнет постепенно расти.
Автор: Артем Жук-Жученко
Источник: журнал «Московский бухгалтер»