Интернет-банкинг и кризис: совместить приятное с полезным

0 1268

В борьбе за клиента в кризисных условиях как никогда помогут мобильник и Интернет.

«Скажи, что счет тебе открыли по телефону», — мимоходом пояснял герой Патрика Суэйзи негритянке-медиуму в фильме «Привидение», когда она помогала ему сорвать планы мошенников. Знаменитая голливудская картина вышла на экраны почти 20 лет назад, а в России даже сегодня дистанционное открытие счета — что-то из области фантастики. Это неудивительно. На разработку и гармоничное соединение законодательной и технологической базы нужно время, а отечественный банковский рынок еще молод. Но, как это ни странно, именно в период кризиса он может существенно сократить технологический отрыв.

О необходимости принципиально новой концепции платежно-расчетной системы России говорится в последние месяцы особенно много. То, что интернет-банкинг, мобильные платежи и электронная коммерция позволяют существенно сократить широкий круг издержек — от бумаги до персонала, — известно давно. Но если в мирное время это часто упоминалось лишь для красного словца, то сейчас многие эксперты уверяют, что наступил самый подходящий момент на практике перестроить банковский бизнес.

Недоверие к финансовой сфере сегодня сильно возросло. Большинство посетителей, принявших участие в недавнем опросе портала Банки.ру, сообщили, что забрали свои сбережения из банков именно по этой причине. Правда, на одних вкладах кредитные организации не проживут в любом случае — депозиты сейчас обходятся им слишком дорого. Кредитование же банки стараются если не упразднить совсем, то максимально урезать. «В связи с кризисом мы наблюдаем уменьшение доступности финансовых услуг для населения, поскольку в ряде банков приостановлены некоторые операции. Электронный банкинг и другие современные формы оказания услуг как раз могут стать инструментом, который заполнит освобождающиеся ниши», — считает президент Ассоциации региональных банков, член комитета Госдумы по кредитным и финансовым рынкам Анатолий Аксаков.

Слова депутата подтверждает и тот факт, что люди всегда, независимо от экономических потрясений, будут совершать повседневные платежи — оплачивать коммунальные услуги, телефонию, Интернет и т. п. К тому же, какова бы ни была ситуация на рынке кредитования бизнеса, компании будут продолжать вести расчеты через банки и участвовать в зарплатных проектах. По мнению экспертов, поле для конкуренции финансовых учреждений в нынешних условиях очевидно. «Из знакомых банкам областей для заработка остается только расчетно-кассовое обслуживание (РКО) и дистанционный банкинг — интернет-услуги и мобильные приложения», — уверен доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН Артем Генкин.

Если Интернетом в России пользуется около 35% населения, то мобильных телефонов в нашей стране давно стало больше, чем жителей. Поэтому именно на мобильный банкинг финансистам стоит обратить особое внимание. Не случайно еще в далеком 2002 году весьма консервативная в плане дистанционных технологий организация — Сбербанк РФ — одной из первых предложила услугу «Мобильный банк» владельцам своих карт. Она остается очень популярной и по сей день, насчитывая свыше 5 млн пользователей. Более того, даже разработчики систем денежных переводов, основные клиенты которых — трудовые мигранты, собираются активно развивать мобильные приложения. «Наступит момент, когда трудовые мигранты тоже будут делать переводы с КПК и мобильников, это просто вопрос времени», — уверен президент банка «Юнистрим» Сурен Айриян.

Несмотря на то что более половины эмитированных в России банковских карт являются «спящими», эксперты считают это направление еще одним перспективным способом заработка для банков. «Развивая РКО, многие банки сейчас постараются сделать акцент на свои процессинговые центры, стремясь продать на сторону как можно больше их услуг своим коллегам по рынку и создать вокруг себя пул собственного процессинга», — прогнозирует Артем Генкин. Слова эксперта уже подтвердил пример казанского Татфондбанка, который в начале декабря объявил о завершении перехода на работу в новом статусе принципиального участника системы Visa. Теперь он может выпускать и обслуживать пластиковые карты для сторонних банков, предлагая им возможности своего процессингового центра.

Различные приложения, позволяющие использовать карты других банков, остаются сильным конкурентным преимуществом. На рынке таких программ пока очень мало, а их удобство не вызывает никаких сомнений. Океан Банк не так давно пообещал открыть клиентам возможность оплачивать товары и услуги в интернет-терминале Платеж.Ru картами сторонних банков. Новый проект был запущен минувшей осенью и пока, скорее, служит инструментом привлечения внимания к уже имеющимся услугам «Океана» нестандартной концепцией и ярким дизайном. Однако в будущем, если «привязка» карт других банков все же будет реализована, интернет-терминал может стать весьма эффективным и прибыльным для банка сервисом.

В условиях кризиса, когда компании принимают решения о сокращении своих филиальных сетей, предпосылок для того, чтобы совместить полезное с приятным и совершить качественный рывок в развитии дистанционного обслуживания, более чем достаточно. Но так ли скоро и у нас счета будут открываться по телефону? Ведь тут есть два очевидных «но». Во-первых, поменять концепцию бизнес-процессов кредитной организации не так просто чисто технически, особенно если она обладает обширной инфраструктурой. Во-вторых, есть еще одна, не столь явная, но не менее коварная проблема — это привычка, человеческий фактор. Если руководство кредитного учреждения привыкло считать интернет-банкинг лишь красивым дополнением к оффлайновому обслуживанию или вообще не в курсе, что такая услуга в его банке существует, то принципиально перестроить систему на более экономичные и современные технологии сможет, пожалуй, только чудо. Правда, именно сейчас и может наступить «чудесная пора», ведь кризис поневоле диктует революционные правила игры, а наступающий Новый год традиционно считается волшебным праздником.

Автор: Маргарита СУВОРОВА

Источник: Banki.ru

Поделиться

Комментарии

Отменить