Возрастающее давление глобальной конкуренции и технологического прогресса сделало управление расходами более критическим, чем
В наши дни нам часто приходится слышать о компаниях в России, предпринимающих шаги к сокращению расходов, которых вынуждают к этому падающие объемы продаж, просроченные платежи или иссякшие кредиты. Тем не менее, контроль над расходами всегда был особенно важен в России, где, например, арендная плата и расходы, связанные с выполнением юридических норм, непропорционально высоки, а продуктивность труда довольно низка. Возможно, поскольку некоторое время доходы были на удивление высокими, эти организационные сложности — и преимущества правильного похода к ним, — зачастую оказывались недооцененными.
Когда инвестиционная компания «Тройка Диалог» объявила об увольнении 8% своих сотрудников, большинство увидело в этом прямую связь с кризисом: сокращение рынка привело к снижению объема работы и средств на оплату труда. Когда же,крупнейшая компания розничных продаж на российском рынке продовольственных продуктов Х5 Retail Group, объявила об увольнении 30% своего управляющего аппарата, многие отметили, что такой радикальный шаг нужно было предпринять уже давно. Необходимость в подобных решительных мерах была скрыта высокими доходами и легкодоступными кредитами, при этом компания продолжала расти, оказавшись перенасыщенной административным персоналом.
Стратегическое управление расходами не должно быть лишь краткосрочной мерой, к которой прибегают для того, чтобы спасти предприятие от очередного кризиса. Став постоянной стратегией, контроль над затратами позволит компании сохранить ресурсы, повысив эффективность труда, и сконцентрироваться на завоевании рынка и удержании клиентов. Наиболее успешные компании делают управление расходами неотъемлемой частью своей бизнес стратегии, стремясь дать своим клиентам больше по наименьшей цене, или иначе говоря, сделать компанию наиболее конкурентоспособной на своем рынке. Это также является одним из лучших методов помочь вашей компании пережить падение рынка.
Стратегическое управление расходами для вашего бизнеса
Стратегическое управление расходами требует от менеджеров учиться мыслить как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Организация должна иметь точный и подробный бюджет, который можно переосмыслить, в большинстве случаев, шаг за шагом, чтобы обеспечить достижение компанией конкретных долгосрочных целей. Для большинства организаций осуществление подобного плана может показаться нелегкой задачей. Расходы многих корпораций весьма сложны по своему составу. Предпринимателям малого и среднего бизнеса может показаться, что они не обладают достаточными ресурсами для обеспечения необходимого анализа и внедрения соответствующих изменений. Тем не менее, эти препятствия возможно преодолеть.
Первый шаг заключается в постановке целей. Чего вы хотите достигнуть в своей компании через год? Через пять лет? Через десять? Понимание того, чего вы реалистично ожидаете от своей компании с точки зрения доходов или владения долей рынка, может стать прекрасным первым шагом на пути к вашей цели. Даже если ваша компания уже занимает первое место, никогда не стоит принимать это как должное. Только эффективность и прибыльность позволят вам продолжить занимать это положение.
После того, как вы определили свои цели, необходимо обратить внимание на еще несколько статей бюджета, которые требуют более пристального и постоянного внимания от любого бизнеса в России. Исследовав существующие на рынке предложения провайдеров, пакеты услуг и продукты, вы сможете сэкономить существенные средства в этих областях.
Интернет - Стоимость услуг интернета в России намного выше, чем в других странах, отчасти вследствие недостатка конкуренции и, во многих случаях, потому что бизнес-центры заключают контракт с одним провайдером. Большинство интернет-провайдеров предлагает пакеты услуг по цене, основанной на количестве использованного трафика, нежели по фиксированной цене. Даже в тех случаях, когда фиксированная ставка доступна, она применима только при трафике до определенного предела. Как следствие, компаниям необходимо принимать во внимание две важные вещи. Во-первых, крайне важно установить ясную и твердую политику касательно использования услуг интернета сотрудниками компании в офисе, и тщательно контролировать ежемесячные показатели пользования. Зачастую сотрудники не осознают, что пакеты услуг, предоставляемые коммерческим организациям, намного дороже тех, которые доступны частным лицам для домашнего использования, и что музыка, скачанная ими в офисе бесплатно, обходится их компании больше, чем сама стоимость этой музыки. Во-вторых, необходимо несколько раз в год отслеживать общий объем используемого трафика, сравнивая его с вашим тарифным планом (и другими доступными тарифными планами) , чтобы убедиться в том, что вы пользуетесь наиболее экономичным из них. Также, помните, что одна из позитивных сторон экономического спада заключается в том, что провайдеры будут вынуждены искать новые способы привлечения и удержания уже имеющихся клиентов. Обсудите это с вашим провайдером и обзвоните других. Если ваш провайдер не может предложить вам наиболее выгодный тариф, обдумайте возможность перейти к другому провайдеру.
Мобильные и офисные телефоны - Если функционирование вашей компании в огромной мере зависит от телефона, особенно в плане международных продаж, обдумайте возможность перехода на телефонную связь по протоколу VOIP, чтобы снизить расходы на международные звонки. Если такая услуга вам пока не доступна, либо первоначальный взнос за подключение слишком высок, свяжитесь с другими поставщиками услуг телефонной связи. Тарифы на телефонную (и особенно международную) связь в России довольно высоки, и увеличение конкуренции было бы полезно для их снижения. Во многих случаях очень полезно поинтересоваться у вашего провайдера, могут ли они предоставить вам более конкурентоспособный план.
Офисные принадлежности - Если вы регулярно приобретаете те или иные офисные принадлежности или услуги по их обслуживанию у одного того же продавца, почему бы как минимум раз в год не сравнить их расценки с предложениями других поставщиков? К вашему удивлению вы можете обнаружить, что в другой компании те же самые товары или услуги могут стоить намного дешевле. Для самых простых товаров, как например, канцелярские принадлежности, вероятнее всего, достаточно просто выбрать самого дешевого поставщика в вашем районе. Для других, стоит обдумать некоторые факторы помимо цены (как например, качество, доставка, и т.д.). Рассмотрите возможность приобретения товаров в оптовых центрах, таких как, например, Metro Cash and Carry, с более выгодными ценами. Если у вас есть немного места для хранения избытков, экономия может оказаться очень весомой.
Офисная арендная плата — В России офисная арендная плата в большинстве крупных городов достаточно высока, и часто становится второй основной статьей расходов компании после заработной платы. Как следствие, весьма важно наиболее эффективное использование рабочего пространства, при этом принимая во внимание планы будущего роста организации. Выбор месторасположения офиса должен определяться клиентской базой вашей компании, тем, каких сотрудников вы надеетесь привлечь для работы, и, самое главное, финансовыми возможностями вашей компании. Если ваш офис постоянно посещают клиенты, вам необходимо помещение недалеко от метро, желательно близко к центру. Если клиенты посещают вас нечасто, вы можете сэкономить на дополнительных расходах, связанных с арендой офиса в центре города, но помните, что если вы хотите выглядеть привлекательно в глазах потенциальных сотрудников, им должно быть удобно добираться до вашего офиса. Исследуйте ценовой диапазон на вашем рынке и будьте готовы торговаться — при этом полностью осознавая свои права и обязанности в качестве арендатора. Хорошим источником информации о сегодняшних расценках, помимо ваших друзей и партнеров, может стать сайт www.irn.ru. Он указывает среднюю цену за кв. метр. При необходимости, обратитесь в консалтинговую компанию, чтобы помочь вам найти хороший офис по выгодной цене. Это может помочь вам сберечь время и дополнительные усилия.
Зарплата — Ход развития российского рынка на протяжении последних нескольких лет затруднил определение уровня зарплаты для новых и уже работающих сотрудников. Не так давно можно было увидеть, как зарплаты на некоторых должностях увеличивались за один год в два-три раза. Сейчас, вследствие спада рынка, уровень зарплаты в России, наконец, несколько стабилизировался. Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы исследовать ваш рынок и установить размер заработной платы для позиций, которые вам нужно будет заполнить в ближайшем будущем, в соответствии с уровнем рынка. Установите твердую политику, требующую от сотрудников не обсуждать ни с кем свою зарплату, чтобы избежать конфликтов и разногласий вследствие различий, которые могут создать в вашем офисе колебания рынка и длительность работы того или иного сотрудника. Пересматривайте зарплаты ежегодно и старайтесь, чтобы их уровень соответствовал существующему на рынке. А также всегда старайтесь найти возможность расширить или внести изменения в существующие позиции, нежели создавать новые должности. Видя возможности для роста, сотрудники будут более склонны остаться в компании, а компенсация, предложенная хорошему работнику, чтобы убедить его принять новые дополнительные обязанности, почти всегда оказывается меньше, чем стоимость содержания нового сотрудника.
Стратегическое управление расходами должно стать каждодневной, неотъемлемой частью вашего подхода к деятельности вашей компании. Оно не должно быть лишь краткосрочной программой, внедряемой для того, чтобы преодолеть очередной кризис, но постоянными шагами к росту и эффективности, чтобы ваш бизнес мог выстоять и кризис, и появление новых конкурентов. Проанализируйте ваши ежедневные действия и постарайтесь, чтобы ваши расходы соответствовали вашим долгосрочным целям, всегда придерживайтесь самых высоких стандартов в том, что вы предлагаете вашим клиентам. Россия — дорогой рынок для бизнеса, но на нем по-прежнему существует множество возможностей, особенно для компаний, которые успешно преодолевают трудности с помощью стратегического управления расходами.
Автор: Марк Орлоски, исполнительный директор компании Alinga Consulting Group
Источник: РА Клерк.ру