Эксклюзив: Миссия неуловима... но необходима

0

Я знаю один реальный случай, когда миссия компании действительно оказалась полезна. Генеральный директор крупного регионального предприятия стоял перед выбором: получить сверхприбыль, но ухудшить качество продукции, либо сохранить качество и потерять существенную долю доходов. Он выбрал второй вариант, чем не на шутку рассердил совет директоров. От негативных последствий спас единственный аргумент — его действия совпали с миссией компании. Получается, что миссия не такая уж ненужная штука?

Миссия и философия бизнеса

О том, что каждой прогрессивной компании миссия необходима как глоток воздуха перед прыжком, нас на протяжении последних лет упорно убеждают западные, а вслед за ними и отечественные консультанты. Но возникает вопрос: не кажется ли вам, что в настоящих условиях российских компаний разработка, да и само наличие подобных лозунгов — это процесс ради процесса? Эдакая своеобразная игра: мол, это мы уже сделали, но еще не знаем, как применять на практике. Да, пока миссия просто напечатана у нас на сайте, но мы все равно гордимся, что у нас это есть!

Однако, как показывает жизнь, уже сам процесс разработки миссии дает терапевтический эффект: собственники и руководители задумываются, в чем истинная индивидуальность компании. Зачастую бывает, что в оперативной деятельности вроде все понятно, а при обсуждении выясняется, что взгляды менеджеров очень даже разнятся.

Несомненная польза от процесса в том, что люди, стоящие во главе компании, начинают осмысливать, в чем суть их бизнеса. И тогда лозунги: «у меня интуиция, что это пойдет» уходят в прошлое. А на главном плане неспеша, да и не очень охотно вырисовываются ответы на вопросы: «Что есть наш продукт?», «Кто есть наш клиент?». А это немаловажный шаг к осмыслению нужд потребителя, и как следствие — фаза понимания, как развивать бизнес.

Но согласитесь, нередки случаи, когда собственники в бизнесе давно и начальные вещи они уже осмыслили, то есть противоречий по вопросам продуктов и клиентов не возникает. В этом случае, скорее всего, практического смысла в миссии не будет.

Миссия и цели компании

Иногда на вопрос, в чем миссия компании, большинство предпринимателей отвечают: «Извлекать прибыль». Однако по классическим канонам это является главной целью предприятия. Бесспорно, основная и актуальная задача любого коммерческого предприятия — получать прибыль, но это всего лишь цель, а мы говорим о миссии.

Если проследить цепочку превращения целей в миссию, то в упрощенном плане это может выглядеть так. Генеральная общая цель организации (четко выраженная причина ее существования) обозначается как ее миссия. Вспомогательные цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Таким образом, если при поиске миссии сделать акцент на прибыль, то руководство на этапе роста компании неизменно столкнется с ограниченностью инструментов при принятии решений. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены, а последующие шаги могут привести к низкой эффективности организации.

В условиях жесткой конкуренции заведомо выигрышным является ориентация компании на качество продукта. Поскольку качество — это соответствие стандартам, то применительно к каждой конкретной организации оно определяется ее собственными целями и назначением. Следовательно, прежде чем заявлять о соответствии стандарту качества, каждая компания должна определить свою миссию и цели. Это означает необходимость формального определения области, в которой предприятие будет предоставлять услуги. Формулировка миссии должна учитывать основную группу потребителей, для которых компания собирается работать, и также основные виды сервисов, которые будут предлагаться.

Миссия и процесс ее создания

Миссия может звучать как одной фразой, так и выступать в качестве многостраничного послания руководству и сотрудникам компании. Это зависит от сочинительского таланта человека, формулирующего миссию. В любом случае она должна отражать согласованность интересов различных групп и основные характеристики компании.

Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Поэтому желательно в процесс ее разработки вовлечь всех ключевых сотрудников.

О том, как можно разработать миссию компании собственными силами нам рассказал Анатолий Курачев, генеральный директор ООО «Видектол» (компания занимается продажей видеосистем наблюдения в регионах):

«Два года назад я посетил семинар, на котором впервые услышал о миссии компании. Я загорелся идеей, правда, до конца не понимая, для чего нам это нужно. Привлекать консультантов было не по карману, поэтому я вызвал директора по развитию, поставил перед ним эту задачу и успокоился. Спустя некоторое время он принес мне несколько формулировок. Начали вчитываться, вдумываться, поняли, что ни одна не подходит. Совместными усилиями пришли к выводу, что нужно задействовать всех руководителей подразделений. Таким образом, мы сразу „убивали двух зайцев“: во-первых, получали большое количество интересных идей, во-вторых, сравнивали и приводили к единообразию наше понимание бизнеса. Именно на этом этапе пришло ощущение острой необходимости миссии для полного осмысления и развития нашего бизнеса. Этот процесс мы начали с вводного совещания, на котором объяснили цели и задачи. Провели анкетирование ключевых сотрудников компании, в результате чего появилось несколько интересных формулировок миссии. Оставалось только уточнить основные положения и выбрать окончательную формулировку. Теперь наша миссия звучит так: „Стать первой компанией в регионах по удовлетворению потребностей клиентов в видеосистемах наблюдения“.

Иногда оказывается трудно, а подчас и невозможно сформулировать миссию организации. Это говорит о том, что внутри фирмы нет единых целей, интересы различных групп находятся в конфликте, руководство разрывается между направлениями развития. В идеале, миссия компании формулируется на начальных этапах ее работы, а затем совершенствуется с годами.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Примеры миссии компании

ОАО Газпромнефть-Нефтесервис“: „Быть лидером в технологиях, качестве и эффективности в сервисном обслуживании нефтедобычи“.

Beeline: „Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве“.

ОАО Лукойл: „Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека. Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления“.

ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“: „Мы создаем качественный продукт, который дарит людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее“.

Nokia: „Соединяя людей, мы помогаем удовлетворению фундаментальной человеческой потребности в связи и социальном контакте. Nokia возводит мосты между людьми — находятся они врозь или лицом к лицу — и помогает людям получать необходимую информацию“.

Ежедневная деловая газета „Ведомости“: „Оперативно предоставлять бизнес-сообществу объективную, качественную и полезную информацию, необходимую для принятия решений“.

Авиакомпания „ЮТэйр“ бизнес-направление пассажирских перевозок: „Предоставление пассажирам транспортных услуг на самолетах различного типа, по разумным ценам и на удобных маршрутах, с обеспечением высокого уровня безопасности, комфорта и сервиса“.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Практические рекомендации

Основные вопросы, на которые необходимо получить ответ при разработке миссии:

  • какие продукты (услуги, работы) производит компания,
  • какова география бизнеса,
  • как компания будет заботиться о сотрудниках,
  • каково будет взаимодействие с регионом, где ведется бизнес,
  • в чем отличие от конкурентов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Практические рекомендации

Этапы создания миссии предприятия:

  • 1. Определить круг лиц, которые будут писать миссию.
  • 2. Установить сроки написания миссии.
  • 3. Разработать структуру документа. Она должна быть удобной всем, кто в дальнейшем будет ориентироваться на миссию компании.
  • 4. Выработать формат документа: где и в какой форме он будет публиковаться.
  • 5. Разработать программу внедрения в жизнь миссии организации.

 

Автор: Оксана Харитонова, финансовый менеджер компании „Алвапром“

Поделиться " class="fa fa-tumblr" data-original-title="Поделиться в Tumblr"> Tumblr Эксклюзив: Миссия неуловима... но необходима&body=https://finance-times.ru/business/upravlenie/6249.html" class="fa fa-envelope-o" data-original-title="Поделиться по Email"> Email

Комментарии