Записки предпринимателя: Понты и эмоции

0
Во многих странах принято играть пышные свадьбы. С сотнями гостей. И безумной стоимостью. Иногда для этого берут кредит, который потом отдают много лет. Зачем? Культурные традиции, понимаешь…

На самом деле речь пойдет не только о пышных свадьбах. А о любых тратах на некие неосязаемые ценности. Говоря другими словами, о понтах. Пышная свадьба, неразумно дорогой мобильник, офис в центре, одежда престижных брендов, машина в кредит чтобы «не выглядеть как лох» — все это примеры понтов. Исключение — когда человек покупает себе эмоции. Например, «хочу красивую свадьбу» или «я — фанат айфона, поэтому у меня всегда должна быть последняя модель».

Что такое понты? Это покупка потребительских свойств продукта (или их иллюзии) , которые предназначены не для самого пользователя, а для других. Удивительно, но люди придают огромное значение мнению о себе других людей. Хотя реально от этого мнения ничего не зависит.

Типичный пример — покупка машины. Считается, что Форд Фокус — машина офисного планктона. Ее покупают самые низкооплачиваемые работники — низы офисной пирамиды. И человек, который может себе позволить машину подороже, никогда не купит Фокус, чтобы ни дай бог, про него не сказали, что он ездит на дешевой кредитопомойке. А машина-то по соотношению цена-качество очень неплохая. На следующих этажах карьерной лестницы ситуация очень похожа:, а Васька-то поднялся, смотри, на служебной Камри ездит. А ведь сколько денег можно сэкономить, если покупать только потребительские свойства автомобиля, а не бренд или навязанный стиль жизни.

Перед кризизом погоня за понтами достигла своего апогея. При безумной доступности кредита сберегать и инвестировать народ не хотел. А куда еще девать деньги? Не в банке же держать. Вот и устроили гонку понтов. А потом, когда прижало, владельцы Лексусов и Прадо шли на этих машинах подрабатывать в такси. Потому что халявные доходы кончились, а кредиты и обслуживание дорогих машин осталось.

Сюда же относятся и офисы в центре. Считается, что это говорит о надежности и солидности компании. Почему-то мало кто задумывается о том, что стоимость дорогого офиса включена в себестоимость продукта и платит за него покупатель. Кстати, офисы многих финансовых пирамид и просто кидал были очень солидными и располагались в центре города. Или в престижном дорогом бизнес-центре.

При этом очевидно, что у офиса в центре есть и чисто функциональные преимущества. Например, клиентам и работникам проще добираться. Но выше речь шла совсем не об этом. Пример — в пик кризиса многие офисы крупных компаний переехали из центра Москвы за третье кольцо.

Теперь о телефонах. По традиции, их почти всегда выкладывают на стол. Отличная возможность продемонстрировать свою крутость. Один мой знакомый на этом здорово залетел. Пришел о чем-то просить полковника милиции и по привычке выложил на стол телефон. А у него, как у многих бизнесменов, два телефона — для разговоров и для понтов. Второй значительно дороже. А мент подумал, что это взятка, взял телефон и пообещал решить вопрос. А вопрос был пустяковый, телефона за несколько тысяч долларов он не стоил.

Продолжать можно долго. Мы всегда платили и будем платить за навязанные ценности. Религия, фен-шуй, бренды, культурные традиции. Разница между продуктом и пиаром продукта просто космическая. Не верите? А представьте, что вы, состоявшийся бизнесмен, едете на трамвае, потому что вам лень ловить такси или идти пешком. И вот в трамвае вас заметил партнер по бизнесу или коллега…

Источник: Записки предпринимателя

Поделиться

Комментарии