Итак, ниже перечислены 10 самых распространенных ошибок, которые допускают предприниматели-новички.
Отсутствие грамотности
Обилие грамматических и синтаксических ошибок, разговорный стиль в изложении пунктов плана могут привести к тому, что потенциальный инвестор усомнится в серьезности ваших намерений. Ошибки можно подправить на компьютере в стандартном текстовом редакторе. Да и наверняка у вас найдутся друзья, которые хорошо разбираются в русском языке.
Пренебрежение деталями оформления
Отсутствие нумерации страниц, содержания, заголовков у таблиц, подписей на диаграммах, обилие нераскрытых сокращений и непонятных терминов – все это очень раздражает инвесторов. Если он не вложит в прочтение бизнес-плана 10-15 минут своего времени, то вряд ли выделит деньги на реализацию описанного проекта.
Сокращенная версия
Бизнес-план должен содержать исчерпывающую информацию по всем вопросам: продукт и услуги, клиенты, конкуренты, финансы, маркетинг, управленческая команда. Кроме того, в маркетинговом плане должны быть отражены сведения о рынке, его тенденциях. Обязательным является и наличие годовых балансов, показателей денежного потока, финансовых прогнозов. Укажите, где будет проходить регистрация ОАО: в Москве или регионе?
Расплывчатость формулировок
С расплывчатым бизнес-планом можно не рассчитывать на финансирование. Однако встречаются и такие «находчивые» инвесторы, которые могут реализовать вашу идею без вас. Чтобы обезопасить себя от таких лиц, представьте на суд одно лишь резюме. Сам текст бизнес-плана можно раскрывать только после подписания инвестором договора о неразглашении. Главное, чтобы уже резюме заинтересовало инвестора.
Лишние подробности
Если бизнес-план будет переполнен техническими терминами, то инвестор, наверняка не разбирающийся в предмете, потеряет к чтению всякий интерес. При необходимости к бизнес-плану можно приложить терминологический словарь.
Кроме того, совершенно необязательно подробно расписывать, как будет осуществляться бухгалтерское сопровождение или доставка товара.
Нереалистичные предположения
Все предприниматели уверены, что их бизнес-план окажется успешным. Приемлемые цены, покупательское поведение, объем рынка – все это предположения. В хорошем бизнес-плане все просчитано, обосновано. Предположения, где это возможно, следует проверить показателями конкурентов или примерами из других отраслей.
Недостаточно фактов
Без реальных фактов бизнес-план смотрится очень блекло. Вот почему вам нужно узнать максимум о вашей отрасли: мотивы и страхи, привычки покупателей, общие тенденции рынка, местоположение конкурента. На эти данные можно положиться. Впрочем, увлекаться фактами тоже не стоит.
Отрицание рисков
Бизнес не существует без риска – это известно всем. Нужно упомянуть, как можно минимизировать или смягчить риски в вашем деле. Инвестор обязательно коснется этой темы при обсуждении.
Отрицание конкуренции
У бизнеса могут быть прямые и косвенные конкуренты. Они есть всегда и в любом деле, нужно только внимательнее присмотреться к ситуации на рынке.
Общее заблуждение
На самом деле бизнес-план – это описание проекта в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом в нем должны содержаться главные шаги, необходимые для достижения нового этапа развития.