Если сравнить положение потребителей сегодня и, скажем, лет 50-60 назад, несложно догадаться, что современный покупатель имеет гораздо больше возможностей в плане выбора товаров и услуг. Конкуренция между производителями растет, что только на руку потребителям – они могут покупать ту продукцию или выбирать ту услугу, цена и качество которых соответствуют их возможностям, требованиям и пожеланиям. Ориентация на Клиента, покупателя стала кредом многих европейских и американских компаний, для которых имеют значение собственный авторитет и репутация. Что касается российских компаний, то многие в этом плане отстают, поскольку не все пришли к выводу, что большую конкурентоспособность имеют фирмы, которые заботятся о поддержке стабильного качества собственной продукции/услуги.
Важный шаг на пути к успеху, к необходимости которого постепенно приходит все большее число компаний – это внедрение и сертификация собственной системы менеджмента качества. Кстати, сертификация (тут можно узнать подробности) сама по себе процедура необязательная. Нужно понимать, что СМК в первую очередь создается не ради сертификата (хотя понятно, что он тоже важен), а для совершенствования деятельности компании. СМК поможет «навести порядок»: систематизировать бизнес-процессы, определить границы обязанностей и ответственности, по максимуму предотвратить вероятность брака. Кроме того, система менеджмента качества, ориентированная на мнения и пожелания потребителей, способна объединить всех сотрудников компании, персонал и руководство, для достижения общих целей и задач.
СМК не создается раз и навсегда – она постоянно совершенствуется и развивается, в противном случае её эффективность будет низкой. Безусловно, стандарты ИСО, в которых детально описываются основные термины и требования к системам менеджмента качества, сыграли большую роль в формировании культуры качества. Они могут применяться к деятельности компаний, предприятий, фирм и организаций любой профильной направленности.
Ознакомиться со стандартами ISO, которые регламентируются основные моменты, касающиеся особенностей СМК, можно на любом специализированном ресурсе. Документы переведены на русский язык, более того, в России действуют адаптированные стандарты ГОСТ Р ИСО 9000, в которых вся информация описана доступно и подробно.
Кстати, если вы захотите внедрить СМК в своей фирме, компании, на предприятии, то изучать содержание стандартов будет необходимо как руководству, так и сотрудникам.