Рейдерские захваты стали настоящей чумой российской экономики. Ежегодно мошенники атакуют десятки тысяч предприятий с целью завладеть их активами, перепрофилировать производство или перепродать его с большой выгодой для себя. Государство объявило войну этим захватам, но зачастую интересы рейдеров лоббируют сами чиновники и правоохранительные органы. Это особенно очевидно в Подмосковье, где идет вечный бой за самый ценный актив — землю. Специальные корреспонденты «Известий» Людмила Бутузова и Владимир Суворов (фото) стали очевидцами одного из рейдерских налетов. Объект атаки -санаторий «Лесное озеро» в Солнечногорском районе Московской области.
Кто смел — тот и съел
17 марта к санаторию подъехали несколько автомобилей и автобус сопровождения с двумя десятками чоповцев. В считанные минуты люди в черном рассредоточились по территории, заблокировали въездные ворота и главный корпус, где находится дирекция, срезали замки на объектах жизнеобеспечения, в том числе на котельной и электроподстанции, заменили охрану санатория. Милиция, подъехавшая по вызову перепуганного персонала, не нашла в действиях гостей ничего криминального и уехала, оставив санаторий один на один с пришельцами. Отдыхающие (160 человек) от греха подальше попрятались в комнатах.
Руководил операцией молодой мужчина в очках. Впоследствии выяснилось, что это Вадим Горбашев. Его отец долгое время работал в санатории врачом, так что сын фактически вырос на глазах персонала. Потом из-за неприятностей на работе семья уехала. И вот теперь Вадим вернулся в качестве юриста, представляющего интересы турфирмы «Вояж-тур», которой будто бы государство передало имущество санатория в аренду на 49 лет.
Когда новые хозяева поднялись в кабинет главврача Василия Сорокина и предъявили свои права, у того, грубо говоря, отвисла челюсть. Дело в том, что на руках у Сорокина имелось распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области (ТУ ФАУФИ) о передаче объектов недвижимости на баланс другой конторе под названием ФГУП «Стройтранс-1», расположенной в Тюмени. Турфирма предъявила копию договора с тем же теруправлением об аренде на 49 лет.
Что-то слишком много опекунов объявилось у государственного добра. На месте событий не было только представителя государства, который бы разъяснил замороченному главврачу, кто из этих опекунов главнее и кому из них передавать имущество стоимостью в несколько сотен миллионов рублей. Сорокин стал названивать начальнику ТУ ФАУФИ Павлу Поздееву, чья подпись стоит на обоих документах. Телефон молчал. Наконец ответили, что «Поздеев ушел в отпуск с последующим увольнением». Заступивший вместо него заместитель оказался «не в теме».
«Известия» тоже позвонили на мобильный Поздееву с просьбой прокомментировать, что же происходит сейчас в санатории «Лесное озеро». «А чем я провинился перед „Известиями“?» — вопросом на вопрос ответил он.
Между тем представители турфирмы стали требовать кабинет для своего куратора и раскладушки для ЧОПа, который теперь будет находиться в санатории круглосуточно. Куратора — некоего Ратникова — Вадим Горбашев представил как «крупного специалиста в области курортного здравоохранения». Корреспонденты «Известий», приехавшие на место событий по звонку в редакцию главврача Сорокина, поинтересовались: где именно трудился «крупный специалист»? Ратников стал было отвечать, что он просто работает в турфирме «Вояж-тур», но Горбашев его оборвал.
— Если будете мешать, — бросил он мне, — вас выведут из кабинета.
Тут он заметил фотографа «Известий».
— Снимать не имеете права! Это частная жизнь.
Интересно, что он понимал под «частной жизнью»? Распил госсобственности? Но вообще-то фотографировать было нечего: Сорокин угрюмо смолил сигарету за сигаретой и никаких бумаг не подписывал. Горбашев, Ратников и еще один шустрый мужчина улыбались, а потом предложили «порешать вопросы завтра».
«Гости» собрались уходить, но Горбашев согласился выделить время «Известиям» — «всего три вопроса, не больше».
— Правда, что «Вояж-тур» контролируется вашей женой?
— Ну, все, начинается интим, — он заторопился прочь.
Я бежала следом:
— Какие у вас отношения с территориальным управлением Росимущества по Московской области?
— Дружеские, — бросил он.
В ответ на третий вопрос — о будущем санатория и о сотнях людей, купивших сюда путевки на лето, — просто хлопнула дверь. Ответы на эти вопросы чуть позже мы дадим сами.
Надоевшее имущество
Санаторий «Лесное озеро» расположен в одном из лучших уголков Подмосковья — в сосновом лесу, на Истринском водохранилище. С 60-х годов и до перестройки функционировал в системе 4-го Главного управления Минздрава СССР. В 1992 году преобразовался в открытое акционерное общество. Одним из учредителей стало государство, закрепив за собой 50% акций и в счет их оплаты передав на баланс ОАО все имущество санатория.
Более 15 лет общество успешно работало, в здравнице ежегодно отдыхали 5000 россиян. Все это время государство держало на контроле деятельность ОАО — представители власти входили в совет директоров.
Момент, когда начали портиться отношения с чиновниками, Сорокин, по его словам, «почувствовал шкурой».
— Прессовать начали с конца 2006 года, — рассказывает он. — Дескать, мало прибыли. Но у нас ведь лечебно-оздоровительное учреждение, а не казино. Они: ну, если вам не выгодно, заведите скакунов, земли у вас много. Я как услышал про землю, так и подумал:
Вскоре в суды посыпались иски по выселению ОАО из занимаемых помещений на основании якобы неправильно проведенной приватизации и последующего акционирования. Абсурд, по мнению Сорокина, заключался в том, что государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, владевшее 50% акций санатория, подавало в суд само на себя. И, к слову сказать, проиграло: суды признали незаконность требований о выселении.
Тогда по поручению федерального агентства судиться с санаторием стало Территориальное управление ФАУФИ по Московской области. У подчиненных дела пошли успешнее. В марте прошлого года Арбитражный суд Московской области принял решение о признании права собственности на «Лесное озеро» за областным теруправлением, тем самым освободив санаторий от имущественного бремени.
А дальше произошли события, из которых следовало, что «территориалы» бились за санаторные постройки только для того, чтобы поскорее их
— Они, видимо, полагали, что туристическая фирма будет более эффективно распоряжаться федеральной собственностью, чем государство, — бессильно язвит Василий Сорокин, за последние время написавший сотни заявлений в прокуратуру и МВД на противоправные, с его точки зрения, действия чиновников.
В большинстве случаев ему либо вообще не отвечали, либо переадресовывали «заявы» тем, на кого он жаловался.
Вот тебе, матушка, и «Вояж-тур»
Любопытная деталь: интересы территориального управления в арбитражных судах Московской области представляли сотрудники малоизвестной частной фирмы «Гарант-Консалтинг». В этом, возможно, не было бы ничего такого, если бы не ряд других совпадений. Фирма принадлежит Вадиму Горбашеву — тому самому юристу в очках, который на прошлой неделе руководил захватом санатория «Лесное озеро».
Вот теперь самое время вспомнить о родственных линиях, дружеских связях и прочих обстоятельствах, которые самым печальным образом сказались на судьбе подмосковной здравницы. Со слов знающих Вадима Горбашева людей, у него «крепкие связи» в Арбитражном суде Московской области. Он сам неоднократно хвалился этим, посещая, например, фирму «Энжил Строй», где генеральным директором работала Ирина Шевченко — тоже девушка со связями, но в других госучреждениях. В частности, в Теруправлении ФАУФИ по Московской области.
Молодые люди познакомились, поженились, завели ребенка. А заодно, похоже, у них родился план по захвату недвижимости санатория «Лесное озеро», который
К слову, в папке имеются и другие любопытные бумаги. Например, служебная записка одного из подчиненных Ирины: «3 июля 2007 года была совершена поездка на объект „Озеро“. Под предлогом потенциального отдыхающего установлено знакомство с генеральным директором санатория Сорокиным Василием Михайловичем… На объекте произведена фотосъемка».
— Если это не подготовка к рейдерской атаке, то тогда я не знаю, что это такое, — заявил «Известиям» Дмитрий Белокур, бывший партнер Шевченко по бизнесу, которому в качестве трофея и досталась злополучная папка.
Однако захватывать санаторий силой никто, похоже, не собирался. Территориальное управление даже устранило собственную промашку. Она заключалась вот в чем: договор с турфирмой об аренде недвижимости «Лесного озера», подписанный в марте 2008 года, оказался, что называется, «вне правового поля». В марте у ТУ ФАУФИ еще не было официальной регистрации прав собственности на спорные объекты, чтобы распоряжаться ими. Кроме того, по закону надо было проводить аукцион на право аренды и за два месяца до него через СМИ извещать потенциальных участников. Этого сделано не было. Василий Сорокин, узнав о кулуарности сделки, стал ее активно оспаривать, всюду жаловался.
Ошибку решили исправить
— Ира с Вадиком голову сломали, как это лучше сделать, — рассказывает Белокур. — Дело в том, что в апреле вышло постановление правительства РФ N 234, запрещающее любые действия с государственным имуществом. А на дворе уже был май, время ушло, и операция «Озеро» была под угрозой срыва. Они нашли выход — провести аукцион задним числом.
Так и получилось. ТУ ФАУФИ заключило договор со своим проверенным партнером — ООО «Гарант-Консалтинг» на организацию и проведение аукциона. Состоялся он, как вы понимаете, до выхода «запретительного» постановления правительства, и без уведомления в прессе (тираж газеты задним числом напечатать невозможно). А в остальном все было как по правде — за право аренды санатория на 49 лет ожесточенно боролись два участника. Победила турфирма «Вояж-тур» с уставным капиталом в 10 000 рублей, учредителем которой является мать Ирины Шевченко и теща Вадима Горбашева — Валентина Старченко. Проигравшая фирма «Максима» претензий не предъявляла и итоги конкурса не оспаривала. Да и какие споры между своими! «Максиму» — на жаргоне предпринимателей это «фирма-помойка», которые создаются во множестве для отмывания денег, — контролирует Ольга Пирцхалава — родная сестра Шевченко.
А это еще кто?
Не успела дружная семейка отметить коммерческий успех, как получила коварный удар, откуда не ожидала. Руководитель ТУ ФАУФИ Павел Поздеев подписал распоряжение N 621 о передаче объектов недвижимости санатория на баланс некоего унитарного предприятия «Стройтранс-1», дислоцированного в Тюмени. С какой радости государственное имущество из Подмосковья ушло за тридевять земель, известно только Богу и г-ну Поздееву. Возможно, ему либо надоели игры с семейством Горбашева-Шевченко, либо Тюмень внесла в теруправление уже не один, а два миллиона долларов. Но не исключено, «Стройтранс-1» — такая деловая контора, которая и на расстоянии в три тысячи километров может управлять подмосковным имуществом. Правда, в санатории «Лесное озеро» ее ни разу в глаза не видели и контактов с ней не имеют.
«Известия» решили разыскать фирму. Единственное упоминание о ФГУП «Стройтранс-1» в интернете — в связи со скандалом, связанным с захватом тринадцати почтовых помещений, в том числе главпочтамта в Тюмени. Удалось дозвониться до директора регионального филиала «Почты России» Геннадия Музыкина. По его словам, в декабре 2007 года Территориальное управление ФАУФИ по Тюменской области издало распоряжение о передаче помещений, которые десятилетиями принадлежали почте, в хозяйственное ведение «Стройтранс-1». Сама почта узнала об этом через полгода, когда новые хозяева запросили с нее арендную плату за помещения.
— Дозвониться до «Стройтранса» оказалось достаточно сложно, — рассказывает Музыкин. — Если вы честная организация и все произошло по закону, то чего вам бояться? После обращения в прокуратуру на звонки перестали отвечать вовсе. Странно вело себя и теруправление, уклоняясь от каких-либо объяснений. Возникло подозрение, что «Стройтранс» у них — просто карманная организация, а схема увода наших помещений сильно смахивает на рейдерский захват. Мы подняли большой шум в прессе, подали в суд и отбили почту.
Узнав, в связи с чем «Известия» разыскивают фирму, Геннадий Музыкин удивился: «Да неужели она еще здравствует?» Вполне. И даже трубку теперь берет сам директор Сергей Араскин. От нас он и узнал, что имущество санатория «Лесное озеро», находящееся на балансе его организации, прихватила турфирма «Вояж-тур».
— Мы не давали согласия на это, — заявил он. — За санаторий идут суды. Кто с кем судится? Мы — с турфирмой, турфирма — с нами и, насколько я знаю, с Территориальным управлением по Московской области.
— А почему именно ваша организация стала балансодержателем санаторного комплекса?
— Ну, не знаю… У меня основная деятельность — содержание казны Российской Федерации.
Вопросы футболистам
Самое сложное в этой истории даже не в том, чтобы найти конкретных чиновников, пустивших санаторий по рукам. При желании можно проследить всю цепочку: от клерков в совете директоров ОАО «Лесное озеро» поспособствовавших смене собственника, и до начальников в теруправлении, раздающих государственное добро по своему усмотрению. Другой вопрос: кто этим будет заниматься?
Сегодня госимущество от всяческих поползновений представителей государства защищает только главврач санатория Василий Сорокин. Но что он может? Писать жалобы? Исписал уже тонну бумаги. С тем же успехом мог сдать ее в макулатуру.
— Судя по отпискам, ни в прокуратуре, ни в МВД не вникают в суть дела, — говорит он. — Так, посмотрят, допустим, что есть решение Арбитражного суда о передаче имущества с баланса на баланс, и отписывают: «имущество передано». А я-то жаловался на незаконность принятого решения и просил это проверить. Везде футболят…
И это чистая правда. После захвата санатория Сорокин не смог даже пробиться на прием к начальнику Федерального агентства по управлению имуществом Юрию Петрову. Пришлось писать письмо. То же самое пресс-служба посоветовала и корреспондентам «Известий»:
— Ну раз вы там были и все видели, пишите от газеты официальный запрос. Вам ответят.
Запрос мы напишем. И эту публикацию к нему приложим. Но по закону на ответ полагается месяц. Что произойдет с «Лесным озером» к тому времени — большой вопрос.
К слову сказать, дело ведь не только в санатории. За ним еще поселок, который обеспечивается теплом от общей котельной и электричеством от общей подстанции. Жители, поневоле попавшие в переплет, вообще никому не нужны.
А, собственно, кто вспоминал о людях, когда в том же Солнечногорском районе чиновники пускали по рукам другие санатории, пансионаты и дома отдыха. Еще 15 лет назад здесь было более 50 здравниц. Сейчас насчитывается четыре. Земли остальных отданы под дачное строительство. Продержавшийся дольше других санаторий «Лесное озеро» доживает, похоже, последние дни. Но если учесть специализацию турфирмы «Вояж-тур», то бывших отдыхающих обеспечат зарубежным туризмом.
Автор: Людмила Бутузова
Источник: Известия