Особенности составления отчета об исполнении плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений

0 3245

Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» №    5 — 2012

Д.В. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний «Бизнес ИТ»

Составляем отчет (ф. 0503737): особенности составления Отчета об исполнении плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений

Большая часть учреждений, перешедших на финансовое обеспечение в виде субсидий, в недалеком прошлом обеспечивались за счет бюджетных ассигнований, а соответственно вели учет и формировали отчетность как казенные учреждения. Поэтому для простоты восприятия рассмотрим особенности составления Отчета об исполнении плана ФХД в сравнении с аналогичным по смыслу отчетом для казенных учреждений.

Отчеты казенного учреждения об исполнении бюджета (ф. 0503127) , об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход дея¬тельности (ф. 0503137) можно считать одними из самых простых для составления и контроля. А вот соответствующий им Отчет бюджетного учреждения об исполнении плана финансово-хозяйственной дея¬тельности (ф. 0503737) оказался значительно сложнее.

Рассмотрим, на какие особенности необходимо обратить внимание бухгалтерам при заполнении формы.

Отражение в разрезе КБК

Для казенных учреждений предусмотрено использование всех видов бюджетной классификации. У различных казенных учреждений количество используемых кодов доходов и расходов может существенно отличаться. Поэтому отчеты о кассовом исполнении бюд¬жета казенных учреждений «безразмерные».

В отличие от казенных, для бюджетных учреждений никакой до¬полнительной группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита средств учреждения, кроме кодов КОСГУ, не предусмотрено. Количество и допустимый для бюджетного учреждения состав применяемых кодов КОСГУ ограничен. Это позволяет предусмотреть в Отчете (ф. 0503737) все возможные показатели. В отличие от аналогичных по назначению отчетов для казенных учреждений, Отчет (ф. 0503737) имеет фиксированное количество строк установленного назначения.

Плановые показатели

В учете бюджетных (автономных) учреждений подлежат отражению плановые показатели по доходам и поступлению источников финансирования дефицита средств учреждения. Для этого используется счет 0 504 10 000 «Сметные (плановые) назначения текущего финансового года». Соответственно, плановые показатели по доходам и поступлению источников финансиро¬вания дефицита средств учреждения в Отчете (ф. 0503737) заполняются на основании данных учетных регистров.

Также, в отличие от казенных, для бюджетных (автономных) учреждений предусмотрено отражение в учете фактического поступления доходов. С этой целью используется счет 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения». Хотя Инструкция №    33н не содержит таких указаний, очевидно, что итоговые показатели по поступлению доходов в графе 9 «итого» Отчета (ф. 0503737) должны соответствовать данным счета 0 508 00 000.

Исполнение плана ФХД наличными деньгами

В отличие от казенных, бюджетные (автономные) учреждения не обязаны все доходы, полученные в наличной форме, сдавать на лицевой счет. Ни один нормативный документ федерального уровня такого требования не содержит. Для казенных учреждений такие предписания содержатся в ст. 41 БК РФ, Законе №    83-ФЗ, совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 02.06.2011 №    02-03-06/2530/42-7.4-05/5.3-366.

Ю.А. Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Ведение кассовых операций стало проще

Порядок ведения кассовых операций оставался неизменным с 1993 г. И вот с 1 января 2012 г. он прекратил действие в связи с вступлением в силу Положения №    373-П.

Проанализируем, какие новшества содержит этот документ, от каких пережитков прошлого было решено отказаться.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 №    40 (далее — Порядок №    40) , которым организации руководствовались в течение более 18 лет, утратил силу. Перемены назрели уже давно. В современных условиях было весьма проблематично выпол¬нять некоторые требования столь древнего документа. И вот какие новшества введены.

Самостоятельность приветствуется!

В Положении №    373-П отсутствуют строгие требования к порядку оборудования помещения кассы. Фактически на протяжении последних лет эти требования и так выполнялись лишь небольшим количеством организаций. А с 2012 г. решение вопросов сохранности денежных средств и вовсе официально отнесено к компетенции самого учреждения.

В новом документе также отсутствуют: упоминание о сейфе как единственном допустимом месте хранения наличности; ранее действовавший запрет на хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному учреждению. Денежная наличность теперь может храниться где угодно и как угодно, лишь бы это соответствовало порядку, установленному в учреждении.

Все эти изменения требуют от руководителя более ответственного отноше¬ния к организации кассовых операций.

Отныне отсутствует запрет на передачу кассиром своих обязанностей иным лицам, а также строгие требования к порядку временной передачи обязанностей кассира иным сотрудникам. Указывается только, что кассир под расписку должен быть ознакомлен со своими должностными обя¬занностями.

В Положении №    373-П нет указания на то, что ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций наряду с руководителем несет главный бухгалтер и кассир. Таким образом, административную ответственность в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ будет нести только руководитель.

Документальное оформление упрощено

В Положение №    373-П не вошел ряд других ранее действовавших требований, за счет чего порядок документального оформления кассовых операций несколько упростился:
✓ не требуется вести журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
✓ не обязательно ежемесячно подтверждать количество листов кассовой книги при ее оформлении с применением технических средств;
✓ не надо делать записи в кассовую книгу за те дни, когда не было кассовых операций, а также выводить остаток — им считается остаток ближайшего предыдущего дня, когда кассовые операции осуществлялись.

Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» №    5 — 2012

Поделиться