Планирование, финансовое обеспечение и реализация государственных (муниципальных) заданий

0 1084

Источник: журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги» № 10 — 2012

Планирование, финансовое обеспечение и реализация государственных (муниципальных) заданий вызывают много вопросов у бухгалтеров и специалистов планово-экономических отделов. Не ясна политика и ценообразования, и контроля качества государственных (муниципальных) услуг. Как происходят эти процессы на практике, рассказывает наш эксперт — Елена Каравцева, заместитель директора по экономической деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

- Каким образом формируется и утверждается объем финансового обеспечения в рамках госзадания в вашем учреждении?

- Формирование госзадания начинается с определения расходов. Как правило, их объем получается выше общей суммы бюджетного финансирования. Если бы субсидии на обеспечение выполнения госзадания соответствовали реальным нормативам затрат, они представляли бы собой в разы большие суммы.

Сейчас финобеспечение госзадания носит, скорее, формальный ха¬рактер. По сути, оно осуществляется по тому же принципу, что и раньше: сначала выделяется некая сумма денег на учреждение, а потом она распределяется по показателям госзадания. То есть финансирование госуслуг рассчитывается простым делением имеющегося объема средств на количественные показатели объема по госзаданию, например, по выставкам или по приобретению экспонатов.

Но мы ведь понимаем, что это очень условное деление. Если в госзадании по услуге публикации, например, указан количественный показатель в 38 выставок, а одна выставка стоит от 5 до 80 млн руб., то никакой бюджет не «вытянет» общую сумму требующихся расходов. Да и как можно сравнивать, например, выставку произведений искусства из запасников и выставку привезенных полотен популярных зарубежных авторов, которая сопряжена с огромными затратами (страхованием, таможенными пошлинами, транспортировкой и пр.) ?

Усредненное деление в расходной части — подход вынужденный, некорректный. При формировании госзадания нужно учитывать массу нюансов, специфику деятельности учреждения.

Надо отметить, реалии времени вообще изменились. Только за этот год дважды выросли платежи за коммунальные услуги. А это значит, что те нормативы, которые указаны в задании, не соответствуют деиствительности. Финансирование надо пересчитывать, задание корректировать…

Кроме роста тарифов, проблемой является большой износ коммуникации здания (практически все музеи расположены в старых зданиях). Государственное финансовое обеспечение не покрывает коммунальные потребности учреждения на его содержание. Получение целевых субсидий требует достаточно длительного предварительного согласования, что в случае непредвиденных ситуаций, требующих сложного капитального ремонта, может привести к нежелательным последствиям.

Раньше мы могли перенос таких расходов на предпринимательскую деятельность осуществлять с уменьшением налоговой базы налога на прибыль (с точки зрения налогообложения это было эффективно). Сейчас разъяснения Минфина России по применению новых положений налогового законодательства, касающихся налогообложения прибыли бюджетных учреждений, не всегда корректны, следовательно, вопрос оплаты расходов на текущий, капитальный ремонт, коммунальных платежей за счет приносящей доход деятельности требует тщательной проработки.

- Но при этом требования к качеству услуг при выполнении госзадания высоки…

- Пока качество услуг контролируется минимально. То есть формально контроль есть, критерии разработаны, например, отсутствие жалоб посетителей. Но реализовываться они будут после накопления практики выполнения госзадания. Уже хорошо то, что возникает ответственность учреждения в отношении качества услуг, хотя, по-моему, это не должно определяться только законодательством. Качественное предоставление услуги и так должно быть нормой в работе учреждений культуры.

- Финобеспечение зависит в т. ч. и от правильного определения стоимости услуг. Есть ли у вас пробелы в этом направлении?

- Учреждение самостоятельно определяет цену услуги на основании объема фактических затрат на ее оказание, объема субсидий, выделенного на возмещение нормативных затрат. При этом мы проводим мониторинг стоимости аналогичных услуг среди музеев. Мы учитываем все расходы, в т. ч. те, на которые бюджетное финансирование может не выделяться, учитываем планируемую сумму поступлений от иной деятельности, делим на количественный показатель. Так складывается минимальная стоимость услуги, ниже которой ее предоставление теряет экономический смысл. Но здесь тоже много нюансов, а формирование цены на данный момент методически не формализовано.

Например, объем финансирования на услугу по реставрации не значительный, при этом фонд хранения произведений, с которым работают реставраторы, большой. Если объем финобеспечения разделить на фонд хранения, то стоимость единицы услуги получается копеечная. Расходы на выплату зарплаты реставраторов при этом выше, чем весь объем субсидий на реставрационные работы. Поэтому зарплату реставраторов приходится «разносить» по разным услугам, причем значительную долю — на публикацию, что не корректно. Все-таки главная задача реставраторов — следить за основным фондом. А получается, сейчас для них главное — обеспечить подготовку произведений, которые уходят на выставки.

Вообще расчет затрат на оказание услуги, как и определение цены, которую мы планируем собрать с потребителей за оказанные им услуги, — это для нас проблема номер один. Формирование цены законодательно на данный момент не определено. Мы только-только пытаемся практически выстроить этот процесс. Собираем все расходы по той или иной операции, суммируем, рассчитываем себестоимость. Весь набор операций автоматизируем. Так, каждая услуга в автоматизированной бухгалтерской программе у нас пронумерована соответствующим образом. Проводя платеж, указываем, например, «услуга № 1» (публикация) , если эти расходы сразу можно отнести на нее. Если мы не можем отнести расходы к конкретной услуге, то указываем «прочее», чтобы с помощью выбранного в учреждении критерия распределить набранный «фонд прочих расходов» по услугам.

Несмотря на несовершенство процесса, цены на сегодняшний день в музее сформированы. Стоимость входных билетов на постоянную экспозицию для основной категории посетителей составляет 300 руб., для льготных — 150 руб. Дети до 6 лет по-сещают музей бесплатно. Также бесплатное посещение установлено для отдельных категорий граждан (инвалидов, ветеранов и пр.). На временные выставки у нас, как правило, нет бесплатного посещения. Такие мероприятия требуют дополнительных затрат, поэтому нельзя уравнивать их с постоянной экспозицией.

— Мы знаем, что для детей в музее предусмотрено не только бесплатное посещение экспозиции, но и специальные программы, например Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусей-он»…

- «Мусейон» осуществляет эстетическое воспитание детей и юношества с учетом возрастной психологии, культурных запросов современного общества на основе коллекций музея.

Система платных услуг в «Мусейо-не» регулируется абонементным обслуживанием. Его стоимость устанавливается исходя из затрат на расходные материалы, заработную плату специалистов, ведущих абонемент, и начислений на нее, количества занятий в кружках, выставках, других организованных мероприятий, на основе статистических данных о посещаемости этих мероприятий, а также с учетом льготных категорий посетителей. При этом стоимость абонемента не покрывает даже прямых затрат. Косвенные затраты, а также прибыль не принимаются в расчет, чтобы не завышать цену абонемента.

Зачем же мы все это делаем? Мы понимаем, что наше будущее в разумных, образованных людях, в их эстетическом воспитании. По сути, мы взращиваем будущих посетителей му-зея. Конечная цель — воспитать поколение, которое будет любить музейное дело.

- Таким образом, окупаемость услуги для вас не главное?

- На мой взгляд, музейное дело не может быть сверхприбыльным. Оно изначально нуждается в дотации государства. Другое дело, насколько грамотно определить эту дотацию. Но не развивать музеи, не вкладывать в них деньги, не проводить мероприятия нельзя. Наша задача — популяризировать свой музей, увеличить спрос на услуги, оказываемые нами. Для этого мы используем разные способы. Например, организуем уникальные выставки, разрабатываем новые экскурсии, проводим лекции, концерты в контексте с изобразительным рядом, размещаем баннеры (в рамках соцрекламы) , видеоролики на телевидении, фильмы. Это позволяет привлечь дополнительных посетителей.

Выставочная деятельность позволяет заработать средства на развитие музея. Но не с точки зрения самоокупаемости, до этого нам еще очень далеко. Это просто дополнительные средства на обеспечение насущных проблем.

- Какие еще трудности возникают при выполнении госзадания?

- Самая большая трудность — это наш характер, когда нам завтра нужно провести мероприятие, а сегодня мы вспомнили, что конкурс еще не провели. Это не продумали, это забыли, что-то пропустили… Словом, надо менять не только законы, но и отношение персонала к своей работе.

- У ваших коллег — работников театров — при выполнении госзадания нередко возникает такая проблема: запланировано 100 посетителей спектакля, а фактически пришло 50, т. е. количественные показатели не будут достигнуты. В вашем учреждении подобные ситуации возможны?

- Мы ушли от такого количественного показателя, как посетители. Посещение у нас идет как качественный показатель. Количественный показатель в учреждении — это количество выставок, приобретенных экспонатов, в т. ч. хранение (услуга по хранению) , реставрированных экспонатов (услуга по реставрации).

- Значит ли это, что в целом система планирования выстроена в вашем учреждении достаточно хорошо?

- К сожалению, вопросов больше, чем решений. Планирование, подтвержденное расчетами, у нас не охватывает все уровни музейной структуры, а является в основном прерогативой подразделений экономической направленности. Играет свою роль в несовершенстве планирования и специфика отрасли в целом, т. к. многие музейные проекты подразумевают сотрудничество значительного количества организаций. Особенно остро это проявляется при организации выставок на высоком уровне.
Есть проблемы с существующей нормативно-правовой документацией: отсутствует методическая ясность планирования и расчета нормативов затрат, связанных с оказанием услуг.

- С чем удобнее работать: с бюджетной сметой или с планом финансово-хозяйственной деятельности?

- Со сметой сложнее было, необходимо было тщательно отслеживать поступление доходов, произведенные расходы в разрезе КОСГУ, постоянно приходилось ее корректировать. Бюджетная смета — это в основном работа планово-экономической службы, за исключением налогов (по прибыли и по НДС). В плане финансово-хозяйственной деятельности появился акцент на бухгалтерский учет, что предполагает большее участие его в формировании бухгалтерии.

Гость: Елена Каравцева, заместитель директора по экономической деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Источник: журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги» № 10 — 2012

Поделиться

Комментарии

Отменить