Минфин скорректирует перечень нормативов бухучета для малых предприятий

0 1347

Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) представил научно-исследовательскую работу «Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий», подготовленную по заказу Минфина.

В этой работе немало тезисов, которые могут шокировать кого-то новизной подхода к теме. Приводим основные его положения.

Предваряя свои реформаторские предложения, разработчики «Упрощенной системы» рассуждают об их предпосылках. Констатируют, что до сих пор не шло речи о выделении специальных правил бухгалтерского учета для средних и малых предприятий.

В этой сфере действуют отдельные разрозненные нормы, касающиеся отдельных упрощений. Например, «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21.12.1998 №  64н) , которые установили весьма незначительные послабления для малых предприятий. Настолько незначительные, что на практике ими руководствуются очень немногие.

Некоторые более поздние ПБУ (например, ПБУ 18/02 „Учет расходов по налогу на прибыль“) прямо указывали на то, что малые предприятия могут их не применять. Это уже лучше, но оставалось еще немало излишне сложных для малого бизнеса правил. Поправка в закон „О бухгалтерском учете“ разрешила малым предприятиям на УСН не вести бухгалтерский учет, однако не затронула вопросы составления ими бухгалтерской отчетности. Несмотря на отдельные шаги, целостная система бухучета для средних и малых предприятий так и не сложилась, констатируют эксперты НСФО.

В их работе действует толкование терминов „субъекты малого и среднего предпринимательства“, совпадающее с определением, данным в Законе „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ №  209-ФЗ от 24.07.2007, а именно:
— средние предприятия — предприятия с числом работников от 101 до 250 чел. и годовой выручкой от 400 до 1000 млн. руб.
— малые предприятия — предприятия с числом работников от 16 до 100 чел. и годовой выручкой от 50 до 400 млн. руб.
— микропредприятия — предприятия с числом работников до 15 чел. и годовой выручкой до 50 млн. руб.

Упрощение бухучета и бухотчетности для средних предприятий

НСФО предлагает ввести определение общественно значимых организаций. Понимая под ними организации, к чьей бухгалтерской отчетности проявляет законный интерес широкий круг пользователей и чьи риски затрагивают интересы широкого круга лиц. К таковым НСФО относит:

а) организации, осуществившие или намеревающиеся осуществить эмиссию ценных бумаг;
б) организации в форме акционерных обществ;
в) организации, подпадающие под определение профессиональных участников рынка ценных бумаг и квалифицированных инвесторов, как они определены в Законе „О рынке ценных бумаг“;
г) градообразующие предприятия;
д) субъекты естественных монополий;
е) страховые организации;
ж) организации-застройщики;
з) управляющие компании.

В НСФО полагают, что общественно значимые организации вне зависимости от размеров своего бизнеса должны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общим, неупрощенным правилам.

Средние и малые организации (за исключением общественно значимых) имеют разное количество пользователей их отчетности, отмечают в НСФО. И это, по их мнению, должно найти свое отражение в объеме предоставляемой этими организациями информации. Малым предприятиям предлагается дать право ограничиться следующими показателями бухотчетности: чистые активы, активы, основные средства, денежные средства, уставный капитал, резервный фонд, задолженность по налогам, задолженность по заработной плате, задолженность по кредитам и займам, выручка, чистая прибыль.

Средние предприятия, считают авторы предложений, должны давать пользователям более полное представление о собственном финансовом положении и результатах деятельности.

В отношении средних предприятий предлагается устранить требование о дополнительном раскрытии информации в пояснительной записке.

Это относится к:

п. 19 — 25 ПБУ „Учетная политика организации“ (ПБУ 1/2008) ;
п. 27 — 29 ПБУ „Учет договоров строительного подряда“ (ПБУ 2/2008) ;
п. 22 ПБУ „Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте“ (ПБУ 2/2006) ;
п. 24 — 28 ПБУ „Бухгалтерская отчетность организаций“ (ПБУ 4/99) ;
п. 23 — 27 ПБУ „Учет материально-производственных запасов“ (ПБУ 5/01) ;
п. 32 ПБУ «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) ;
ПБУ «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) целиком;
п. 19 — 24 ПБУ «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 08/01) ;
п. 17 — 21 ПБУ «Доходы организации» (ПБУ 9/99) ;
п. 20 — 23 ПБУ «Расходы организации» (ПБУ 10/99) ;
п. 20 — 22 ПБУ «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) ;
п. 40 — 41 ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) ;
п. 17 — 18 ПБУ «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) ;
ПБУ «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) целиком;
п. 16 — 17 ПБУ «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) ;
п. 41 — 42 ПБУ «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) ;
п. 22 — 23 ПБУ «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03) ;
п. 6 ПБУ «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008).

Разработчики «Упрощенной системы» предлагают изменить периодичность подготовки бухгалтерской отчетности. Предприятие, по их мнению, должно иметь возможность составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность только в том случае, если это действительно необходимо: например, его кредиторам.

Предлагается устранить правила, регулирующие оценку активов по рыночной стоимости. Такой метод требует наличия развитого фондового рынка, рынка недвижимости, услуг.

А российские рынки пока не достигли той стадии развития, чтобы давать полную и надежную информацию о сделках, стоимости отдельных активов и обязательств, считают разработчики.
НСФО предлагает оставить требования об оценке элементов учета и отчетности по рыночной стоимости только там, где нет реальной альтернативы такой оценкие: в частности, в случае безвозмездного получения активов либо получения их в качестве вклада в уставный капитал.

Предлагается устранить специальные правила по учету лизинга. В настоящее время регулирование операций по лизингу в России, базирующееся на нормах бухучета от 1997 года, серьезно устарело, считают в НСФО. Сейчас эти правила противоречат целому ряду действующих нормативных документов, и их проще отменить.

Предлагается установить фиксированный перечень нематериальных активов. Современное развитие коммуникационных технологий значительно расширяет перечень объектов, которые могут быть признаны в качестве нематериальных активов на балансе предприятия. Но отсутствие должной квалификации и опыта, как правило, приводит к упрощенному пониманию понятия и, как следствие, ошибкам в отчетности, считают разработчики.
Они предлагают установить для средних предприятий закрытый перечень нематериальных активов, наиболее распространенных в отечественной практике. Одновременно разрешив им при необходимости признавать и более сложные нематериальные активы.

Предлагается установить возможность укрупнения объектов основных средств. Например, комплект офисной мебели, как правило, используется целиком, замечают эксперты НСФО, хотя каждый из его предметов имеет самостоятельную ценность. Системный блок компьютера, монитор и клавиатура также используются в сборе и зачастую не разукомплектовываются в течение срока службы. Формирование укрупненных объектов ОС сократило бы трудозатраты на ведение их учета.

Предлагается установить возможность менять сроки полезного использования объектов основных средств (далее — СПИ). Средний бизнес довольно гибко приспосабливается к изменениям на рынке. А невозможность изменить СПИ приводит к тому, что, свернув какое-либо направление деятельности, но не списав к этому моменту объект окончательно, предприятие продолжает его амортизировать, тем самым завышая себестоимость новой продукции. Списание объекта в данном случае влечет его автоматическое списание также и в налоговом учете, что невыгодно предприятию, поскольку не позволяет вычесть остаточную стоимость объекта ОС для целей налогообложения.

Предлагается уравнять СПИ для целей бухгалтерского и налогового учета. Бухгалтерский СПИ должен отражать реальный срок, в течение которого предприятие планирует использовать объект основных средств и получать от него экономические выгоды. Налоговый СПИ является жестко закрепленной в виде диапазона значений величиной, которую предприятие использует, но не определяет самостоятельно. На практике многие предприятия принимают бухгалтерский СПИ равным налоговому, и эксперты НСФО предлагают узаконить сложившуюся практику.

Предлагается устранить ретроспективный подход. Бухгалтерам в этом случае не придется заниматься утомительным переделыванием отчетности за предыдущие периоды, если в отчетном периоде обнаружены прошлые ошибки или необходимость изменения учетной политики задним числом.

Предлагается устранить правила по амортизации отдельных доходов и расходов. Отдельные доходы и расходы, в частности, связанные с финансовыми вложениями, получением кредитов, займов, выпуском долговых ценных бумаг, подлежат признанию в качестве доходов и расходов периода на протяжении всего срока использования. Ряд затрат, обычно относящийся к расходам будущих периодов (например, затраты на страхование, оплата членских взносов) также признается в качестве расходов периода на протяжении всего срока действия. Разработчики предлагают разрешить средним предприятиям признавать такие доходы и расходы единовременно.

Предлагается устранить отложенные налоги. Это понятие до сих пор вызывает у многих бухгалтеров большие трудности: как с пониманием его экономического смысла, так и с порядком расчета в нестандартных ситуациях. Эксперты НСФО предлагают распространить на средние предприятия действующую норму ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль», согласно которой в малом бизнесе концепция отложенных налогов не применяется.

Упрощение бухучета и бухотчетности для малых предприятий

В отношении малых предприятий (включая микропредприятия) необходимо установить особый порядок бухгалтерского учета, считают в НСФО.
Предлагается объединить для них показатели, рассчитанные в рамках налогового законодательства, с бухгалтерскими показателями и резко сократить требования к бухгалтерской отчетности. Для иллюстрации НСФО представила возможные варианты упрощенных форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках для предприятий малого бизнеса.

Форма №  1. Бухгалтерский баланс


Наименование показателя

Код пока­зателя

На конец отчетного периода

На начало отчетного года

1

2

3

4

I. АКТИВЫ

Амортизируемое имущество и незавершенные капитальные вложения

 

Запасы и затраты

 

Финансовые вложения и дебиторская задолженность

 

Прочие активы

 

Денежные средства

 

ИТОГО активы

 

X 

II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

 

Кредиторская задолженность перед поставщиками и порядчиками

 

Задолженность по налогам и сборам, государственными внебюджетными фондами

 

Задолженность по оплате труда

 

Прочие обязательства

 

ИТОГО обязательства

 

X 

ЧИСТЫЕ АКТИВЫ (итого активы — итого обязательства)

 

 

 

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал оплаченный

 

Резервный фонд

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

 

ИТОГО капитал и резервы

 

X 

X 

БАЛАНС (чистые активы — итого капитал и резервы)

 

Форма №  2. Отчет о прибылях и убытках


Наименование показателя

Код пока­зателя

За отчетный период

За аналогичный период прошлого года

1

2

3

4

Выручка от продаж и прочие доходы от обычных видов деятельности

 

Себестоимость продаж и прочие расходы, связанные с обычными видами деятельности

 

(X)

(X)

Операционная прибыль

 

Прочие доходы

 

Прочие расходы

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

Налог на прибыль и единый налог на вмененный доход

 

(X)

(X)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

 

X 

Взносы акционеров (участников)

 

X

X

Дивиденды уплаченные

 

(X)

(X)

Совокупная прибыль (убыток) за период

 

X

X

 

Разработки НСФО комментирует генеральный директор «Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург) Светлана Балдина:

— В первоочередном упрощении правил, на наш взгляд, в первую очередь нуждаются малые предприятия (микропредприятия) , в том числе применяющие УСН и освобожденные от бухучета, кроме учета основных средств. Освобождение от бухучета не снимает с них обязанности предоставлять бухгалтерскую отчетность, поэтому им четкие рекомендации нужнее всего.

Мы бы расширили предложенное толкование термина „микропредприятия“, включив в него определение из Налогового кодекса: средняя численность работников до 100 человек, годовая выручка в пределах 60 миллионов рублей, наличие права на применение УСН. Прочие малые предприятия, равно как и средние предприятия, на наш взгляд, могут позволить себе вести традиционный бухучет способом двойной записи без особо установленных упрощений — им на это хватит трудовых и финансовых ресурсов.

Микропредприятиям же нужно дать официальное право составлять бухотчетность любыми обоснованными способами, лишь бы они обеспечивали достоверность итоговых показателей. И мы не согласны с коллегами из НСФО, которые отвергают составление микропредприятиями отчетности без ведения бухучета способом двойной записи. Нам представляется, что способ инвентарного баланса для малого бизнеса гораздо менее трудоемок, тем более с использованием современных компьютерных технологий учета.

Предложенная НСФО форма №  1 (Бухгалтерский баланс) хороша тем, что в нее встроен алгоритм расчета чистых активов — показателя, который необходим для многих последующих решений и процедур. Однако отказ от хорошо знакомой двухсторонней формы баланса, на наш взгляд, не оправдан. Мы рекомендуем вернуться к ней, дополнив строками и алгоритмом определения чистых активов. Например, так:

  1. АКТИВЫ

Нематериальные активы
Основные средства
И т.д.

II. Капитал и резервы
Уставный капитал
И т.д.

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
И т.д.

ИТОГО активы

ИТОГО пассивы

В т.ч. задолженность участников по взносам в УК (к вычету при расчете чистых активов)

В т.ч. доходы будущих периодов (к учету при расчете чистых активов)

Чистые активы = ИТОГО активы — ИТОГО обязательства — задолженность участников по взносам в УК  +  доходы будущих периодов

 

В отношении Формы 2 (Отчет о прибылях и убытках) заметим, что хотелось бы предусмотреть для микропредприятий возможность аккумулирования данных о доходах и расходах в целом, без классификации и разделения на реализационные и внереализационные.

Как к предложениям НСФО относится Минфин? „Положительно, иначе не заказывали бы это научное исследование“, — заметил корреспонденту Клерк.Ру начальник отдела методологии бухучета и отчетности Департамента регулирования госфинконтроля аудиторской деятельности, бухучета и отчетности Минфина Игорь Сухарев. По его словам, идеи НСФО будут учитываться при разработке новых нормативных документов. Правда многие из них потребуют внесения изменений в действующее законодательство, а значит, предстоит убеждать в их правильности депутатов Госдумы.

Автор: Сергей Васильев
Источник: ИА Клерк.Ру,
аналитический отдел  

Поделиться

Комментарии

Отменить