Источник: © ИА Клерк.Ру, аналитический отдел
О последствиях вступления России в ВТО сказано уже немало. Какие отрасли экономики выиграют и проиграют от этого – уже давно не секрет. Но вот о том, какие колоссальные возможности получает в этой связи российская налоговая инспекция, видимо, не догадывается даже она сама.
Итак, с одной стороны, долгожданное получение членства России во Всемирной торговой организации имеет смысл в извлечении именно торговых (а точнее – внешнеторговых) преимуществ. И, казалось бы, причем здесь налоги?
С другой стороны, члены ВТО, как правило, становятся еще и членами ОЭСР – весьма могущественной международной организации. Кстати, на конференции, посвященной вступлению России в ВТО, небезызвестный господин Чубайс (который, как известно «во всем – виноват») спрогнозировал, что Россия вступит в ОЭСР уже летом 2012 года.
Так вот, несмотря на то, что конечной целью деятельности ОЭСР является содействие экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах, не являющимися членами Ооганизации, вместе с тем, вот уже 3-4 последних года ОЭСР буквально «гоняется» за налоговыми уклонистами.
А именно:
Во-первых, страны-члены ОЭСР стараются обмениваться друг с другом информацией по налоговым нарушениям в упрощенном режиме. Например, на запросы английских налоговых органов (Англия – член ОЭСР) в адрес своих австрийских коллег (Австрия – член ОЭСР) , не держат ли конкретные резиденты Великобритании счета в австрийских банках, ответы будут получены максимально быстро.
Во-вторых, ОЭСР «рисует» различные «черные списки» государств, отказывающихся сотрудничать с другими странами в плане обмена информацией по налоговым нарушениям. И, под угрозой применения санкций со стороны ОЭСР, даже такие «молчуны», как Швейцария, Бельгия или Лихтенштейн, а также, оффшорные Багамы, Бермуды и прочие острова, заключают необходимое количество договоров с настаивающими на этом странами.
Весьма показательно в этой связи, что даже недавно принятые в ВТО страны (например, Грузия и Украина) уже успели заключить подобные соглашения «Об обмене информацией… „ с такими странами, как Сингапур и Бельгия. Другими словами, как минимум, Сингапур и Бельгию, в свой «черный список“ внесли грузинские и украинские налоговые уклонисты.
Не секрет, что значительное количество российских налогоплательщиков (особенно, специализирующихся на экспортных и импортных поставках) имеют собственные торговые компании за рубежом (зарегистрированные
А что случится с описанными схемами, если на запросы российских налоговых органов в адрес европейских или оффшорных регистраторов и банков будут приходить не отписки, а реальные ответы? Реальные ответы о том, на кого все это зарегистрировано и кто этим всем управляет. Не выстоят такие схемы, само собой, — развалятся!
И доказать наличие „постоянного представительства“ в России таких „независимых“ иностранных компаний российской налоговой инспекции будет уже и не так уж сложно. А значит, продолжать работать подобным образом, основываясь лишь на принципе: „Все равно ничего не докажут, потому, что никто на российские запросы не отвечает“, — уже не получится.
Стоит отметить, что потенциальный обмен информацией „всего лишь“ с Кипром не дает спокойно спать российским предпринимателям уже третий год. Членство же России в ОЭСР обещает аналогичную информационную „перспективку“ уже в отношении 33-х стран.
Итак, с большой долей вероятности, в перспективе 2015 года, с Россией могут начать обмениваться информацией 33 страны, имеющие членство в ОЭСР: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США, Чили, Израиль, Словения, Эстония.
Среди оффшорных юрисдикций в наибольшей степени заинтересованы в информационном обмене (чтобы избежать санкций со стороны ОЭСР) , а значит, могут быть более „податливы“ к возможному сотрудничеству с Россией: Либерия, Бахрейн, острова Кука и Маршалловы острова, Монтсеррат, Коста-Рика, Макао, Сейшелы, Маврикий, Барбадос, Уругвай и Панама.
То есть, построение налоговых решений с участием компаний и банков из указанных юрисдикций (если единственный смысл создания таких „бумажных“ компаний – экономия на налогах) может быть опасным.
Конечно, говорить о том, что „все пропало“, еще слишком рано. Опыт построения Россией „информационного обмена“ по налоговым нарушениям с тем же Кипром тянется с 2004-го года. А воз и ныне там, новый протокол по Кипру до сих пор не действует. Так, что запрягают в России, по-прежнему, не быстро. Да и аналогичные кипрским соглашения с другими странами нашему Минфину все равно подписывать и ратифицировать – придется. За один день, или, даже, год этого, конечно, не произойдет.
Вместе с тем, «на вырост» анализировать свои налоговые решения стоит уже сейчас.