Источник: Журнал «Бухгалтерия. Просто, понятно, практично», № 8 2012 год
Ситуация
Дочерняя фирма 1 января 2012 года на условиях лизинга получила от материнской компании оборудование на сумму 1 млн долл. США. Право собственности на него к ней не переходит, по условиям договора оборудование числится на балансе арендодателя (материнской фирмы). Договор рассчитан на пять лет. Срок полезного использования оборудования тоже пять лет. Ежегодно, в конце каждого года, отчисляются арендные платежи (аннуитеты) в сумме 240 тыс. долл. США. Выясним, как эта операция будет отражена в отдельной отчетности дочерней компании, составленной по МСФО и по РСБУ.
Решение
По правилам РСБУ имеет место операционная аренда — оборудование учитывается на забалансовых счетах. С точки зрения МСФО (IAS 17) -это финансовая аренда (лизинг): оборудование учитывается на балансе дочерней компании и начисляется амортизация. На 1 января 2012 года составляется график лизинговых платежей, которые были бы уплачены по правилам МСФО (таблица 1).
Чистые инвестиции в аренду — 1 млн долл. США.
Валовые инвестиции в аренду — 1,2 млн долл. США (240 000 долл. США х 5 лет). «см.
Внутренняя ставка доходности IRR = 6,40224%.
Подробнее о расчете IRR см. № 4, 2012, с.64
Таблица 1. Задолженность по лизинговым платежам, долл. США
Год | Долг на 1 января | Проценты за год* | Аннуитет | Долг за 31 января** |
2012 | 1 000 000 | 64 022, 41 | — 240 000 | 824 022, 41 |
2013 | 824 022, 41 | 52 755, 9 | — 240 000 | 636 778, 31 |
2014 | 636 778, 31 | 40 768, 08 | — 240 000 | 437 546, 39 |
2015 | 437 546, 39 | 28 012, 77 | — 240 000 | 225 559, 10 |
2016 | 225 559, 16 | 14 440, 84 | — 240 000 | 0 |
* Долг на 1 января х IRR.
** Долг на 1 января соответствующего года + проценты за год — аннуитет.
На 31 декабря 2012 года в отчетности по РСБУ будет отражен только расход по операционной аренде в сумме 240 тыс. долл. США. Задолженность по лизинговым платежам и процентные платежи в российском бухучете и отчетности не отражаются.
В отчетности по МСФО показывают расходы по амортизации в сумме 200 тыс. долл. США (1 000 000 долл. США / 5 лет) и процентные расходы в сумме 64 022,41 долл. США. Также показывается задолженность по лизинговым платежам (таблица 3) на конец 2012 года — 824 022,41 долл. США. Причем задолженность отражается с разделением на долгосрочную (636 778,31 долл. США) и краткосрочную (824 022,41 — 636 778,31 = 187 244,1 долл. США).
Показатели отчетности дочерней компании после получении обо¬рудования в лизинг представлены в таблице на с. 61.
Итак, при выборе вариантов формирования отчетности нужно учитывать, что один и тот же объект или операция отражается по-разному:
• в налоговой отчетности и в отчетности по РСБУ;
• в отдельной отчетности по РСБУ и в отдельной отчетности по МСФО;
• в отдельной отчетности по МСФО и в консолидированной отчет¬ности по МСФО.
Таблица 2. Отдельная отчетность дочерней компании, долл. США
Показатель | Отдельная отчетность материнской компании, МСФО | Отдельная отчетность материнской компании, РСБУ |
Основное средство — первоначальная стоимость | 3 000 000 | |
Основное средство — накопленная амортзация | (120 000) | |
Основное средство — балансовая стоимость | 2 880 000 | |
Инвестиционная стоимость | 3 500 000 | |
Инвестиционный доход | 500 000 | |
Расходы по амортизации | (120 000) |
В таких условиях для формирования отдельной отчетности наилучшим, но одновременно самым дорогим, будет ведение двух независимых учетов — по РСБУ и по МСФО.
Вариант подешевле — использовать специализированное программное обеспечение, позволяющее формировать с погрешностями два вида отдельной отчетности — по РСБУ и по МСФО. К таким продуктам относятся 1С с двумя планами счетов, Инотек, Scala и ряд других программ, позволяющих отражать операции на нескольких планах счетов.
Самый дешевый по затратам — это вариант трансформации отчетности по РСБУ в отчетность по МСФО в табличном процессоре Excel.
Что касается различий между отдельной и консолидированной отчетностью по МСФО, то на сегодня по долгосрочным активам (ос¬новные средства, инвестиционная собственность, нематериальные активы) пока нет лучшего решения, чем вести две раздельные базы данных — для отдельной и для консолидированной отчетности.
Источник: Журнал „Бухгалтерия. Просто, понятно, практично“, № 8 2012 год