Покупая поездки оптом, пассажиры получают лишь иллюзию экономии. Если билет с чипом стоит 8,16 руб., а одна поездка 19,84 руб., то билет на пять поездок должен стоить около 108 руб., тогда как пассажиру его продают за 135 руб. Несмотря на явную переплату, в классификации метрополитена такие билеты названы льготными. Парадокс: обещанная льгота оборачивается на практике переплатой в 28 руб. Покупая билет на 10 поездок за 265 руб., пассажир якобы экономит за счет опта 15 руб. Но на самом деле он переплачивает около 58 руб. Покупая билет на 20 поездок, пассажир переплачивает 115 руб. С учетом объявленной «Ситрониксом» стоимости билета минимальная экономия начинается тогда, когда пассажир покупает месячный билет на 70 поездок. Однако ограничение по времени на месяц часто оборачивается тем, что пассажир не успевает израсходовать все оплаченные вперед поездки и дарит метрополитену и производителям билетов часть потраченных денег.
Но производители билетов не считают «инновационный оброк»
Производителям есть за что бороться. По официальным данным столичного метрополитена, пассажиропоток за 2009 год составил в московском метро примерно 2,4 млрд. человек, за сутки метрополитен перевозит около 6,6 млн. человек. Таким образом, компания-производитель получает ежедневно около 53 млн. руб. Помимо столичного метрополитена и наземного транспорта Стамбула в копилке «Ситроникса» находятся такие проекты, как бесконтактные транспортные билеты для городского наземного транспорта в Санкт-Петербурге и для московского аэроэкспресса.
Многие эксперты заметили, что сложившаяся со стоимостью проезда в метро ситуация очень похожа на монопольное завышение цен и Федеральной антимонопольной службе самое время заняться этой проблемой. «Смысл применения новых технологий в обыденной жизни состоит в том, что они делают некоторые вещи качественнее, доступнее и дешевле, но отнюдь не в том, что потребителя заставляют платить за сам факт применения высокой технологии», — рассуждает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. «Обычно переход на новые технологии приводит к экономии средств клиентов. Внедренная несколько лет назад в Лондоне оплата проезда на метро при помощи пластиковых карточек Oyster (пассажиры вносят на счет деньги, которые потом списываются при проходе через турникет) позволила пассажирам экономить средства», — замечает эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева.
Наблюдатели уверены: надбавка в цене должна хотя бы психологически соответствовать получаемому бонусу. Но о каком бонусе можно говорить в случае инновационного билета для проезда в метро? «Очереди в кассы метрополитена стали гораздо длиннее. До такой степени, что кассы на некоторых станциях пришлось вынести из теплых холлов подземки на улицу», — отмечает Кухарский. Кроме того, пассажир, покупая билет, оплачивает поездки вперед. Тем самым если билет потеряется или испортится, потраченные деньги вернуть назад будет практически невозможно.
У большинства граждан альтернатив для инновационного билета не так уж и много. Среди них социальные карты, которыми пользуются пенсионеры или студенты. Также некоторые банки предлагают клиентам услугу безналичной оплаты проезда в метро с помощью банковской карточки. Однако эти альтернативы не носят массового характера, не доведены до совершенства и часто оборачиваются новыми рисками. Наиболее оптимальным вариантом для метрополитена могли бы стать, по мнению начальника Департамента информационных технологий RosLogistics Павла Баскакова, использование чеков со штрихкодами и внедрение бесконтактных форм оплаты — например, с помощью сотовых телефонов. Возврат же к жетонам советского типа, которые до сих пор действуют в некоторых городах России, председатель правления Флексинвестбанка Марина Мишурис назвала нецелесообразным.
Между тем представители метрополитена, возглавляемого Иваном Бесединым, прислали вчера в «НГ» совершенно другие данные о расходах на бланки билетов: «Расходы на изготовление бланков в разовом билете составляют 1,4 руб., на одну поездку в месячном проездном билете — 0,87 руб.»
Источник: Российская газета