Источник: Finance Times
Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна, народный артист России и режиссер, развеял предубеждение о том, что Мосфильм полностью спонсируется государством и живет за счет средств бюджета. Об этом накануне он сообщил журналистам на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной 90-летнему юбилею «Мосфильма».
Как отметил глава Киностудии, она не только рентабельна, но и получает значительные доходы, из которых честно платит налоги. Только за прошлый год компания принесла в бюджет порядка 300 млн. рублей.
«Многие существующие студии не могут себе позволить платить налоги, еле сводя концы с концами, не говоря уже о таких цифрах, которые вкладываем мы в бюджет каждый год. За всё время это порядка 4 млрд рублей», — подчеркнул Шахназаров. То есть «Мосфильм» не только радует россиян талантливым отечественным кино, но и ощутимо пополняет копилку бюджета. Хотя сам Шахназаров признался, что современные картины не всегда отвечают его требованиям:
«Когда в 70-е я пришел на „Мосфильм“ ассистентом, был расцвет отечественного кино, творили Гайдай, Шукшин, Тарковский и многие другие — уникальные люди, они делали по-настоящему великое кино. В те времена киноиндустрия была ориентирована на студии, государство выделяло деньги, и мы уже реализовывали полный цикл производства: от сценария до монтажа. Сейчас — на европейский манер — государство спонсирует продюсеров, а они уже решают, где будет сниматься фильм. И зачастую российские продюсеры выбирают съемки за границей и не поддерживают отечественного производителя, хотя „Мосфильм“ находится на уровне с признанными мировыми студиями. Мы полностью модернизировали инфраструктуру, переходим на цифровую технику и планируем взаимодействие с телевидением».
Карен Георгиевич подчеркнул, что с технической точки зрения студия мощно оснащена, и в этом плане она будет стабильна еще как минимум 10 лет.
«Мы понимаем: чтобы российское кино стало востребованнее, необходимо современное оборудование. Я вижу это и как генеральный директор, и как режиссер — изнутри. Подчас даже воюю с „Мосфильмом“: сделали они мне брак в лаборатории, я взял и ушёл, потому что не приемлю халатности в кино. А что это такое, если даже директор уходит?», — заявил Шахназаров.
Расцвет и развитие российского кино для Шахназарова не мечта, а реальная цель, к которой он идет, строгостью, требовательностью и четким пониманием, какое кино качественное, а какое нет:
«К сожалению, кино это еще и бизнес, и сейчас, может быть, в большей степени. И нам приходится действовать по этому принципу: заработали — купили. Иногда страдает творческая сторона. Мы не берем кредиты и не получаем регулярной государственной поддержки — всё за свой счёт».
Денежная ситуация не балует, в этих случаях предприятия могут перейти к акционированию, однако Карен Георгиевич строго отверг этот вариант:
«Не стоит забывать, что многие студии, которые перевели свой статус в акционерное общество, развалились или подверглись расформированию, „Ленфильм“, например. Статус государственного унитарного предприятия, хоть и не приносит нам денег, дает защиту и ощущение стабильности. В этом случае мы и творчески более раскованы и развиваемся своим собственным путем».
Да и государство всё равно не оставляет без поддержки: в ближайшее время мосфильмовцев ожидают приятные изменения: президент поддержал инициативу постройки двух больших павильонов и сцены, выходящей на Мосфильмовскую улицу — такого не было с советского времени. Строительство планируют закончить за 3-4 года.
«Павильон для реквизита у нас еще с давних времен: он вообще был построен по проекту овощебазы, то есть представляете, как неудобно там хранить вещи и технику? У нас, кстати, очень богатая коллекция военной техники, — улыбнулся Шахназаров. — Целый музей».
Не оставил без внимания он и болезненную тему: когда мы будем круче Голливуда.
«Сейчас в России период „малокартинья“. Для сравнения, во Франции производят порядка 300 картин в год, в США около 1000, а в России всего 70-80. И куда с этими цифрами?» — разводит руками Карен Георгиевич.
Да еще и проблема в нехватке качественных кадров: к примеру, в Голливуде по каждой специальности чуть ли не 5000 работников, а у нас — «приходится выбирать из трех». Поэтому и курсы открыли при «Мосфильме» — бесплатные, что ни мало важно, чтобы дать возможность талантливым киношникам получить необходимые навыки и знания, и творческий толчок: многие бывшие студенты (около 1000 человек) успешно работают в кино и продвигаются по карьерной лестнице:
«Есть, конечно, и платные курсы при других организациях, но мы решили так: если человек талантливый, он не всегда имеет возможность платить деньги за обучение, но мы обязаны не потерять его — ведь нам не хватает специалистов. А те, у кого есть деньги, могут не иметь таланта».
Что же касается планов «Мосфильма» на ближайший год, то это, по словам генерального директора, концерты и выставки. Кроме того, планируется проведение «Недель „Мосфильма“ «в различных странах: в Таллине уже проходили соответствующие мероприятия, недавно поступило предложение провести их в Мексике. Вопреки всеобщим ожиданиям, Шахназаров признался, что проведение „Недели «Мосфильма“ «в Москве нереально осуществить, но любители качественного отечественного производителя могут устроить ее у себя дома. Руководство „Мосфильма“ залило в YouTube порядка 80 картин — всё бесплатно для зрителей, за счет (и пока в убыток) киностудии.
Автор: Мария Затонская
Источник: Finance Times