Агентство по страхованию вкладов не может продать приобретенный после кризиса банк «Российский капитал», поскольку размер собственных средств кредитной организации пока гораздо меньше вложенных в ее уставной капитал денег.
Эксперты отмечают, что суммы, направленные на оздоровление проблемных банков, в России возвращаются весьма тяжело — из потраченных 350 млрд банки пока вернули лишь около 10%.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) предоставило поручительство по новым обязательствам банка «Российский капитал» перед кредиторами и федеральными органами государственной власти на сумму до 5 млрд рублей. Гарантия обеспечена имущественным взносом и будет действовать до окончания финансового оздоровления банка.
«Мы надеемся, что это будет дополнительным стимулирующим шагом, который поможет банку увеличить и диверсифицировать ресурсную базу, станет дополнительным толчком для развития банка»,- сказал заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников.
Это больше «имиджевый» шаг, подчеркнул он. По словам Мирошникова, в случае необходимости у агентства есть возможность использовать имущественный взнос для выделения ресурсов, однако он выразил надежду, что этого не потребуется.
Председатель правления «Российского капитала» Дмитрий Еропкин, в свою очередь, добавил, что банк намерен начать привлекать ресурсы для своей пассивной базы уже в этом году.
В частности, до конца года кредитная организация планирует привлечь до 15 млрд рублей, а в 2012 году намерена выйти на публичные западные рынки заимствований.
«В этом смысле поддержка АСВ и Банка России является для нас очень важным этапом. Я думаю, что скорее всего поручительство мы будем использовать в режиме „рычага“ – то есть это не будет равное соотношение между тем, что мы привлекаем по этому поручительству, и тем, что мы реально подписываем на рынке»,- сказал Еропкин.
В перспективе АСВ, которое сейчас владеет 99,99% акций «Российского капитала», готово продать банк. Однако, по прогнозам Мирошникова, состоится это не раньше 2014-2015 гг., поскольку по закону «О реструктуризации кредитных организаций» агентство не может продать банк за сумму меньше той, что была вложена в уставный капитал.
Сейчас, по его словам, размер собственных средств «Российского капитала» составляет 10 млрд рублей, а уставной капитал – 14 млрд рублей. К указанному сроку, согласно стратегии финансового оздоровления, банк должен подняться с нынешнего 88 места по объему активов в топ-50 крупнейших банков.
Привлекательность для потенциальных инвесторов повышается комплексом мер. В том числе, в этом году проводится масштабный ребрендинг — «Российский капитал» теперь будет представлен ярким логотипом в оранжево-красно-серой гамме.
В четвертом квартале прошлого года банк впервые после кризиса вышел в прибыль. По словам Еропкина, кредитная организация заработала уже 35 млн рублей (против 2 млрд убытков в кризис).
Кредитный портфель корпоративным клиентам в прошлом году вырос до 14,1 млрд рублей с 1,7 млрд рублей, розничный — до 2,7 млрд рублей с 0,5 млрд рублей, констатировал он.
Напомним, проблемы у «Российского капитала» начались осенью 2008 года. При этом, по данным АСВ, связаны они были вовсе не с кризисом, а с действиями бывших владельцев кредитной организации, которые вывели из нее активы на сумму порядка 5 млрд рублей.
К санации банка был привлечен Национальный резервный банк бизнесмена Александра Лебедева, однако в первой половине 2009 года он вышел из его капитала.
В феврале 2010 года АСВ предоставило «Российскому капиталу» субординированный заем объемом 3 млрд рублей. Помимо этого в ноябре 2010 года АСВ выкупило дополнительную эмиссию акций банка на сумму 6,4 млрд рублей.
Всего в кризис АСВ взялось оздоравливать 18 российских банков с совокупным объемом активов свыше 500 млрд рублей. Среди них – Банк ВЕФК, который впоследствии был выкуплен НОМОС-банком и корпорацией «Открытие» и присоединен к одноименному банку, и «КИТ Финанс», санированный за счет средств АСВ, РЖД, «Трансфинкапитала» и НПФ «Благосостояние».
В общей сложности, на оздоровительные процедуры несостоятельных кредитных организаций агентство направило порядка 350 млрд рублей (около трети средств — кредиты ЦБ, остальная сумма — из федерального бюджета).
Стоило ли тратить такие колоссальные средства на спасение кредитных организаций, проблемы которых в большинстве случаев связаны с играми собственников, эксперты спорят до сих пор.
По мнению финансового омбудсмена, депутата Павла Медведева, санация была необходима, поскольку «лечить» проблемные банки гораздо дешевле, чем выплачивать их вкладчикам страховое возмещение.
«Если бы банки лишились лицензии, то их корпоративные клиенты не смогли бы вернуть свои средства», — сказал он Firstnews.
В свою очередь, его коллега, депутат Алексей Багряков указывает на то, что средства, потраченные на банковское лечение, в АСВ возвращаются «со скрипом».
«К примеру, банки США вернули уже 70% средств, выделенных правительством на их финансовое оздоровление в ходе реализации программы TARP стоимостью 700 млрд долларов. В России аналогичный показатель, к сожалению, в 7 раз ниже — госкорпорации АСВ на 1 марта 2011 года удалось вернуть всего 10% из потраченных на предупреждение банкротства банков средств, а Внешэкономбанк официально признал наличие многомиллиардных убытков от санации банков», — отметил он.
Напомним, в конце прошлого года ВЭБ заявил о многомиллиардных убытках, вызванных спасением от банкротства Связь-банка и банка «Глобэкс».
Источник FirstNews