Взамен Запад поддержит высокие цены на нефть до российских президентских выборов. В Москве завершился трехдневный визит директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард. На встрече с президентом Дмитрием Медведевым она так сформулировала рецепт правильной, с ее точки зрения, бюджетной и налоговой российской политики:
«Было проделано много хорошей работы по бюджетной политике, это заслуга Минфина и Центробанка, но в МВФ считают, что необходимы еще два якоря, которые позволят стабилизировать экономическую ситуацию. Первый касается денежно-кредитной политики и уровня инфляции. Хорошо было бы, если бы она была на уровне 3-5%. Второй якорь касается бюджетной политики: нефтяной дефицит бюджета должен быть зафиксирован на уровне 4%».
Россия, надо полагать, с рецептом согласилась: Лагард отметила, что в подходах России и ЕС к данным вопросам «есть единство и взаимопонимание». Накануне она прочла лекцию в Государственном университете Министерства финансов РФ, в которой дала российскому руководству еще несколько «добрых» советов:
«Как друг России —, а как человек, получивший орден Дружбы от руководства России, я могу себя считать другом России, — могу вам сказать, что рост государственных расходов — это не очень хорошее явление, особенно в период перед выборами», — сказала Кристин Лагард.
И — посоветовала откладывать деньги. По мнению Лагард, создание Россией резервов на черный день актуально сейчас, пока мировые цены на нефть остаются на достаточно высоком уровне. Российская экономика все еще крайне уязвима к снижению мировых цен на сырье. Кроме того, европейские банки могут сокращать присутствие в России, что создаст дефицит ликвидности на рынке. В этой ситуации, считает Лагард, правительству и пригодится подушка безопасности в виде суверенных фондов.
Надо заметить, это первое деловое турне Кристин Лагард за пределы США и Евросоюза. Страны, которые она выбрала для поездки — Россия, Китай и Япония. Если Япония — это, скорее, попытка понять, насколько плохо у Токио дела в экономике, то Москва и Пекин — другое дело. Обе страны выразили желание поучаствовать в финансовом спасении Европы через инструменты МВФ. Россия выделяет на благое дело 10 млрд долларов.
Почему мы помогаем Европе, рассуждает президент Союз предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
«СП»: — Андрей Павлович, зачем мы занялись спасением европейцев, у нас своих проблем мало?
— По-моему, я первым в России, еще в конце сентября, говорил: кончится тем, что Россия будет помогать еврозоне. В одном из интервью я сказал следующее: «России прежде всего надо не надеяться на международную кооперацию и меньше забивать себе голову проблемами США и Европы. Это не наша игра, и мы всё равно ничего не решаем. Они сами разберутся, кто кому должен. Наша задача — быть независимыми от их договорённостей, жить своей жизнью. Если мы будем интегрированы в эти договорённости, появится искушение повесить часть долгов на Россию. Сейчас в открытую говорится, что страны БРИК должны помогать еврозоне. Россия уже начала спасать Кипр. Думает помочь Испании и вообще Европе. На мой взгляд, надо держаться подальше от этого процесса».
В сентябре, как только начались разговоры о создании Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) , я уже понимал, что деньги в него никто давать не собирается. Было известно, что США не собираются, Великобритания — тоже. Те страны, у кого есть излишки — Австралия, Канада, Норвегия — тоже сразу сказали, что не хотят участвовать в деле. В Германии и Голландии население категорически против отчислений в фонд.
Получается, уже в сентябре было понятно, что идея создания ЕФФС должна иметь какое-то другое основание. И как только зашел разговор, что Европа и страны БРИК взаимосвязаны, что экономика у них общая, я понял, что это коснется России. У Индии и Бразилии слишком большое население, и слишком маленькие золотовалютные резервы, поэтому на их помощь нельзя рассчитывать. Оставались Россия, Китай и Япония — потенциальные жертвы помощи Европе.
А дальше ситуация начала развиваться. Япония дистанцировалась от процесса — тем более, у нее из-за аварии на Фукусиме проблем хватает. Китай занял жесткую позицию, и требует за помощь торговых уступок, прежде всего, от США.
В итоге, осталась одна Россия.
«СП»: — Отставка Кудрина, случаем, не связана со спасением ЕС?
— Думаю, да. В сентябре Кудрин был на сессии Международного валютного фонда, и заявил там, что не будет работать с Медведевым. Кудрин, видимо, уже с середины сентября был в курсе идеи предоставления Россией помощи через МВФ, предполагал вести переговоры с Лагард и брать на себя обязательства — в случае, если он сам станет премьером (тогда было еще неизвестно, что будущим премьером станет Медведева).
24 сентября, когда произошла рокировка в тандеме, на сессии МВФ помощь России Европе и обсуждалась — я в этом уверен. Именно тогда возникли разговоры, что от России нужны какие-то обязательства, и Кудрин обсуждал это с Кристин Лагард. Очевидно, Кудрин сказал Лагард, что не может дать никаких гарантий, потому что не имеет полномочий. И предложил ей обсуждать эти вопросы с Медведевым — что она теперь и делает.
Получается, то, что предполагалось сделать тогда, на сессии МВФ, просто зависло, но идея никуда не ушла. Идея старая — чтобы Россия
Выстраивается такая цепочка: есть какие-то соглашения между Кудриным и Лагард, потом следует пауза (идет обсуждение) , потом саммит еврозоны в октябре, потом встреча «двадцатки», куда едет Медведев, и сразу после этого Лагард отправляется в Москву. На мой взгляд, логика здесь следующая: вы, Россия, должны заплатить за свое участие в интеграционном процессе с Западом, и заплатить немало.
Накануне приезда Лагард дает интервью корреспонденту «Коммерсанта» и говорит: «Вопрос в том, как Россия может воспользоваться все еще высокими ценами на нефть». Что это за странная формулировка? Россия может сама разобраться, как ей воспользоваться ценами на нефть без помощи Лагард, правда? Значит, подразумевается
«СП»: — Что именно?
— Это становится ясно из лекции Лагард, с которой она выступает в Москве. Ее концепция следующая. Поскольку риски кризиса ликвидности в Европе нарастают, они могут ударить и по России. Лагард говорит, что положение у России бедственное по двум направлениям. Во-первых, упадут цены на энергоносители, во-вторых, будет отток капитала. Лагард явно шантажирует Россию тем, что будут закрыты «дочки» западных банков, и прекращены их операции. Таким образом, они выведут какую-то часть капитала из России. Это — почти дословная цитата из ее речи.
Лагард как бы намекает, что России надо подумать о последствиях. А как подумать? Тут же она говорит следующее: России нужно восстанавливать свой Резервный фонд, пока держатся высокие цены на нефть. Параллельно говорится, что на России лежит миссия спасения еврозоны — так же, как на других странах БРИК (которые не разделяют этого энтузиазма).
«СП»: — Получается, России предлагают копить Резервный фонд, спасать еврозону, и увеличивать свою роль в МВФ?
— Непонятно, как она будет увеличена: никаких изменений квот для России МВФ не предусматривается. Речь идет лишь о том, что отдельные страны, в рамках двусторонних соглашений с фондом, добровольно предоставляют средства в ЕФФС. Прошу заметить, что на последней «двадцатке» США и Европа выступили категорически против увеличения капитала МВФ, им это не нужно. Они как бы говорят: если МВФ нужны деньги — пусть Кристин Лагард договаривается с отдельными странами без изменения статуса фонда. Мол, давайте деньги, потому что вам это тоже нужно. А не дадите — хуже будет.
Лагард об этом и говорит в своей речи. Она говорит, что нужно продолжать политику, которую и раньше проводил господин Кудрин: следить за инфляцией и сокращать расходы. Расходы не нужны, потому что все нужно отправлять в Резервный фонд. Для чего? Подразумевается, что Резервный фонд надо связать какими-то договоренностями, которые будут достигнуты по линии МВФ — в том числе, в рамках общего плана помощи еврозоне.
«СП»: — Что это означает для нас?
— Это означает, что Россия не сможет в течение 10-20 лет воспользоваться средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А потом, возможно, эти деньги будут переоформлены в другие обязательства — например, европейские или американские казначейские обязательства. Цель этой операции — связывание российских средств: официальное признание со стороны России, что деньги Резервного фонда не могут быть использованы, кроме как по согласованию с МВФ.
Таким образом, если
В результате, у МВФ с Россией получается ситуация по типу китайской, только в более карикатурном варианте. Китайский вариант предусматривает, что Китай поставляет товары в США, а на часть вырученных денег покупает казначейские обязательства США. Это известная сделка. Об этом Китай, кстати, хочет договорится и с Европой, именно это он ставит условием помощи еврозоне.
А что получается с Россией? Россия продает энергоносители — товары, которые востребованы на мировом рынке и без которых невозможно обойтись. Без китайских обойтись можно, кроме того, их можно заменить. По российским нефти и газу альтернативы нет. Но при этом к России применяется тот же подход, что к Китаю — что странно. России взамен не увеличивают ее торговую квоту, не дают ничего. Получается, за те же условия торговли, что были и раньше, мы теперь должны покупать западные казначейские обязательства.
«СП»: — Почему же мы на это соглашаемся?
— Возможно, такая договоренность была и раньше, во времена Кудрина, а сейчас стала выплывать на поверхность в более явной форме. Но мое мнение — российские обязательства раньше не были такими большими. Тем более, сейчас у России не Бог весть какое хорошее экономическое положение, не так много денег осталось в золотовалютном резерве, особенно если учесть внутренний долг. Мы не являемся кредитором — и вдруг такое жесткое давление. Нам фактически говорят: отдайте ваши деньги — Фонд национального благосостояния плюс Резервный фонд, то есть около 120 млрд долларов.
Думаю, речь идет о том, чтобы вообще не возвращать нам эти деньги. Возможно, они уже
«СП»: — Я все же не понимаю, с какого перепуга мы должны фактически отдать МВФ наш золотовалютый резерв?
— Напомню, когда та же Кристин Лагард была еще министром финансов Франции, она заявлял, что будет договариваться с Кудриным о снижении цен на нефть. Тогда же Кудрин говорил, то цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель, и будет находиться на этом уровне минимум год. А перед своим уходом Кудрин говорил, то готов продержать Россию в течение года при таких низких ценах.
Думаю, в этих трех заявлениях — подноготная договора. Россия отдает деньги, которые получает выше 60 долларов за баррель, исключительно в Резервный фонд, и использует их только по каналам МВФ. Другими словами, все, что свыше 60 долларов — идет на помощь Европе, которая якобы иначе не выживет. Эти деньги будут как бы России, но воспользоваться она ими не сможет. Но если России станет плохо, Европа ей тоже поможет — например, откроет кредитную линию.
Это, кстати, находится в одном формате с вдруг оживившимися переговорам по вступлению России в ВТО. Заявления, что их нужно срочно завершать, по срокам тоже совпадает с приездом Лагард. Она как бы говорит: если вы деньги сейчас отдаете, мы принимаем вас в ВТО — правда, на своих условиях.
Хотя и помощь еврозоне, и вступление России в ВТО выгодны, прежде всего, самим европейцам. Договором с ВТО европейцы так сильно хотят закрепить нынешнее положение дел, что перестали кривляться и сами уговаривать всех вокруг посодействовать вступлению России в ВТО — только бы втянуть нас туда на невыгодных условиях: сама Лагард говорит, что экономическую выгоду от ВТО Россия не получит, но получит политический стимул, это будет хорошо для имиджа России.
Я считаю, это одна и та же серия переговоров. И она напрямую связана с тем, что в России предвыборный цикл. Путину в данной ситуации будет сложно противиться подобному плану. Путин не может конфликтовать с МВФ, говорить «нет». Тогда ребята c Запада действительно могут подстроить проблемы. А Путину нужно продержаться полгода, чтобы избраться.
«СП»: — Выходит, на Западе выбрали удобный момент, чтобы «прогнуть» Россию?
— Да. Они наши деньги забирают, а взамен премируют Россию членством в ВТО. В краткосрочном плане вступление в ВТО повысит курс рубля, и даст нам возможность позанимать денег на Западе в течение полугода. Впоследствии же ВТО колоссально ухудшит торговые условия России. Получается, Запад берет «живые» деньги для спасения Европы, а расплачивается туфтой.
С точки зрения здравого смысла, это является совершенным абсурдом. Россия — страна с более низким жизненным уровнем, с огромным числом нерешенных социальных проблем, с недостатком инвестиций и большими финансовыми потребностями — вдруг начинает помогать Греции, Испании, Италии. То есть странам, уровень жизни в которых в разы выше нашего, которым нужно в 50-100 раз больше денег, чем у нас есть. Это выглядит диковато даже на фоне наших партнеров по БРИК. Индия и Бразилия отказались помогать, Китай торгуется и выдвигает ультиматумы, и только Россия говорит: «да, пожалуйста, мы согласны!».
«СП»: — Получается, это отражение политической слабости нынешнего руководства России?
— Да. Кроме того, это показывает, что в России есть группа людей, которые делают свои дела по-быстрому, пока есть политическая неопределенность. Они подыгрывают международным финансовым организациям, той же Кристин Лагард, которая представляет наиболее отмороженное, на мой взгляд, крыло мировой финансовой элиты.
В мире Лагард пользуется дурной репутацией — достаточно почитать, что о ней говорил ее предшественник Доминик Стросс-Кан. Он, мягко говоря, считал ее некомпетентной. Тем не менее, она из Чикаго, она работала в Америке, она американская француженка, и появилась на политическом горизонте вместе с Саркози — ее правдами и неправдами протащили на пост директора-распорядителя МВФ.
Лагард относится к супер-радикалам, которые будут творить все, что угодно американской администрации — в самом отъявленном виде. Ее речи в Москве это ярко показывают, когда она угрожает выходом капитала и падением цен, приказывает нам накапливать Резервный фонд, и говорит, что миссия России — спасать Европу. Я считаю, это верх цинизма и неприкрытый шантаж, который, к сожалению, может сработать.
«СП»: — Вы говорите, ссора с МВФ в планы Путина не входит. А что все-таки будет, если он открыто скажет «нет»?
— Последуют санкции. Уверен, на Западе рассматривают вопрос об очередном количественном смягчении — как в Европе, так и в США. Правда, в Европе этот процесс идет с трудом из-за сопротивления немцев, но есть Федеральная резервная система США во главе с Беном Бернанке — таким же отморозком, как Лагард. Он пойдет на третье смягчение, но для этого Бернанке нужны гарантии, что деньги, которые придут в Россию, останутся в руках Запада. Потому что, как только Бернанке объявит третью программу смягчения, цена на нефть вырастет, и эти деньги надо у России заранее забрать.
Если же Россия откажется, Бернанке может сыграть в обратную сторону: сказать, что денег на программу смягчения не даст. Соответственно, цена на нефть упадет, и возникнут предвыборные проблемы у Путина. На Западе это хорошо понимают.
«СП»: — За наше согласие Запад может нам
— Я считаю, Запад не в состоянии нам ничего дать. Самое большее, что он может дать — это несколько месяцев высокой цены на нефть. Но для Путина это важно, потому что выборы. Как говорится, дорого яичко ко Христову дню.
Получается, сама по себе операция кабальная. После выборов-2012 закончится программа смягчения, и цена на нефть полетит вниз. Только денег у России уже не будет — все они уйдут на помощь «бедным» европейцам. Получается, сделка краткосрочная, на несколько месяцев, за которые придется заплатить серьезнейшими долговыми последствиями. Эти последствия сильно ослабляют российское правительство в долгосрочном плане.
После выборов Россия может оказаться с пустой казной. И тогда уже Путину придется ехать в Вашингтон, и просить у Кристин Лагард помощи. А как у МВФ получить помощь, все знают — это очень непросто. В итоге, новая-старая власть России хотя и будет избрана, но окажется у разбитого корыта.
Так говорит Лагард
«Наши обсуждения, я думаю, также коснутся того, как эти события скажутся на перспективах экономического развития России, а также на приоритетах экономической политики. Один конкретный вопрос для обсуждения, учитывая усилившиеся риски замедления темпов роста мировой экономики, заключается в том, как Россия может воспользоваться все еще высокими ценами на нефть, чтобы уменьшить факторы своей потенциальной экономической уязвимости».
«Резкое падение цен на биржевые товары повредит росту. Затруднения в крупнейших банках зоны евро могут нанести серьезный удар по российской банковской системе. Дефицит бюджета России (без учета нефтяных доходов) с начала кризиса возрос более чем в три раза, что оставляет ограниченные возможности для гибкости в принятии антикризисных бюджетных мер».
«Одним из важнейших приоритетов должно быть восстановление буферных резервов бюджета, пока цены на нефть еще остаются на высоком уровне. Это означает противостояние давлению на расходы и сбережение доходов от нефти, превышающих заложенные в бюджет».
«В области денежно-кредитной политики основное внимание следует уделять поддержанию низкой инфляции. Это заложит основы для стабильности и предсказуемости. Это также поможет развитию финансовых рынков, что может способствовать превращению Москвы в международный финансовый центр».
Автор: Андрей Полунин