Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» № 4 — 2012
Интервью с Галиной Николаевной Сердюковой, руководителем Управления Федерального казначейства по Омской области, заслуженный экономист Российской Федерации
В рамках программы «Электронная Россия» органы Федерального казначейства первыми среди министерств и ведомств ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота. О результатах и перспективах развития проекта — наш сегодняшний диалог с экспертом.
Галина Николаевна, каковы предпосылки создания системы электронного документооборота в возглавляемой вами структуре, так ли он необходим?
— В ходе исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов всех уровней органы казначейства взаимодействуют с большим количеством участников бюджетного процесса. Так, только при исполнении одной из важнейших государственных функций учета и распределения доходов между бюджетами различных уровней — Управление Федерального казначейства по Омской области взаимодействует с более 1,3 тыс. администраторами доходов.
Для проведения кассовых расходов федерального, областного и местных бюджетов (а их в Омской области 424) в ОФК области открыто более 4 тыс. лицевых счетов распорядителям и получателям бюджетных средств.
Обеспечение высококачественного сервиса при обслуживании лицевых счетов бюджетополучателей — наша главная задача. А высокий уровень предоставления услуг в современных условиях немыслим без электронного документооборота.
Как развивалась система электронного документооборота в вашем регионе?
Подключение участников бюджетного процесса к системе электронного документооборота (СЭД) в Омской области осуществляется с 2005 г. Было разработано про-граммное обеспечение (ППО) , произведена его установка нашим клиентам, с которыми проведено соответствующее обучение. Реализация такого масштабного проекта шло не гладко, но сегодня абоненты СЭД в полной мере ощутили преимущества безбумажного документооборота.
На совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России по итогам деятельности в 2010 г. и задачам на 2011 г. было отмечено, что в рамках реализации программы «Электронная Россия» ОФК первыми среди всех министерств и ведомств ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота и электронную подпись.
По состоянию на 1 января 2012 г. охват участников бюджетного процесса электронным документооборотом в Омской области составил порядка 92%. Обслуживание и поддержка работы ППО СЭД осуществляется собственными силами ОФК, а также аутсорсерами. Это и сопровождение ППО, и администрирование, установка обновлений, реинсталляция при замене рабочих станций.
В чем выражаются позитивные результаты проекта?
— Благодаря системе электронного документооборота:
- у клиентов отпала необходимость в посещении ОФК с целью предоставления документов на бумажном носителе и получения выписок и отчетных форм по лицевым счетам. А это — экономия материальных затрат и затрат рабочего времени (и бюджетополучатели, и финансовые органы отправляют и получают необходимые документы из казначейства, не покидая своего рабочего места) ;
- исключена вероятность ошибок при ручном вводе платежных документов сотрудниками казначейства;
- повысилась оперативность в предоставлении выписок по лицевым счетам клиентов;
- минимизированы коррупционные правонарушения за счет сокращения личного контакта между клиентом и сотрудником казначейства;
- появилась возможность проведения «аудиторского следа» — полного последующего контроля всех выполняемых операций: предоставленные клиентом документы в электронном виде хранятся в архивной базе и др.
Означает ли это, что цели достигнуты, и в процессе реализации СЭД можно поставить точку?
— Нет, мы не стоим на месте. Федеральное казначейство постоянно ставит перед территориальными органами задачи по повышению качества выполняемых государственных функций, применению передовых технологий, упрощению административных процедур.
С внедрением в эксплуатацию ППО «Автоматизированная система Федерального казначейства» и разработкой СУФД-online (система удаленного финансового документооборота) стало возможным внедрение электронного документооборота более прогрессивного уровня.
В Омской области опытное внедрение СУФД-online началось с 1 августа 2011 г., массовое тиражирование запланировано на первое полугодие 2012 г. Основным отличием СУФД-online от СЭД является взаимодействие участников бюджетного процесса с ОФК с использованием сети Интернет, что не требует установки специального программного обеспечения и его обновлений на клиентских местах. Таким образом, в любое время, из любой точки, подключенной к Интернету, можно удобно и безопасно управлять платежами и финансовыми документами, а также иметь доступ к актуальной отчетности.
Сегодня все клиенты органов казначейства региона могут работать с использованием интернетсервиса в едином программном обеспечении с единой базой данных. Такой подход существенно сокращает количество ошибок. Ведь зачастую клиенты использовали неактуальную нормативно-справочную информацию, а также устаревшее программное обеспечение.
Одним из мероприятий по реализации Стратегической карты Казначейства России на 2010-2015 гг. является развитие системы ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов (КПЭ) и предоставление их внешним пользователям.
КПЭ — это комплекс оперативной информации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы, позволяющий осуществлять ее мониторинг и, как следствие, — принимать необходимые управленческие решения.
В КПЭ интегрированы два варианта данных:
- оперативные данные учетных систем, которые ежедневно обновляются на основе оперативных отчетов органов казначейства;
- данные официальной отчетности, обновляемые ежемесячно на основе отчетов представляемых органами казначейства субъектов РФ.
КПЭ может использоваться при анализе исполнения как доходной, так и расходной частей каждого бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Анализ данных может быть проведен в табличном или графическом виде: диаграммы, гистограммы, графики и т. д. При этом в системе применяется удобный выбор иерархии — от федерального уровня до бюджета поселений.
КПЭ — система управленческая. Каким участникам бюджетного процесса она может быть полезна?
— На уровне субъекта РФ система КПЭ может быть интересна таким категориям пользователей как органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансовые органы, органы Росфиннадзора и т. п.
В Омской области КПЭ успешно используется региональным министерством финансов. В письме нашему Управлению сотрудники минфина области, в частности, отметили, что «система КПЭ удобно структурирована, понятна в навигации и обладает значительными функциональными возможностями». Тем не менее в процессе использования КПЭ минфин представил предложения по информационно-аналитической доработке и совершенствованию системы, которые были направлены ее разработчикам.
Некоторые пользователи высказали большую заинтересованность в использовании КПЭ мобильной версии для iPad и iPhone. Будем над этим работать. Система КПЭ неоценима при составлении проектов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, она содержит полную, развернутую базу данных в разрезе видов доходов, их распределение по бюджетам, динамику и аналитику в иерархическом разрезе и много другой полезной информации. Представляя доступ к аналитической системе, органы казначейства решают одну из важных задач — обеспечение доступности и прозрачности информации о состоянии общественных финансов.
На расширенном заседании коллегии Федерального казначейства, состоявшемся в марте 2011 г., руководитель Федерального казначейства Роман Евгеньевич Артюхин отметил необходимость включения системы КПЭ и СУФД-online в основу единого портала бюджетной системы, который под эгидой Минфина России должен начать свое функционирование с 2013 г.
Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» № 4 — 2012