Ответ: Суд при взыскании с грузоотправителя штрафов, установленных УЖДТ РФ за невыполнение принятой заявки, должен учитывать наличие или отсутствие убытков перевозчика.
Обоснование: В соответствии со статьей 94 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» основаниями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются:
неиспользование поданных вагонов, контейнеров;
неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон;
отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;
отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.
На основании статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Пунктом 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ разъяснено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
Исходя из УЖДТ РФ, перевозчик вправе в зависимости от вида правонарушения ставить вопрос о взыскании штрафа и возмещении убытков, о взыскании только штрафа.
При этом следует иметь в виду, что по смыслу статьи 333 ГК РФ в случаях, когда нарушение не повлекло соответствующих последствий вопрос об уменьшении размера штрафа решается судом с учетом характера последствий, которые оно могло повлечь.
Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения