Законные способы контроля за деятельностью работников со стороны работодателя

0 1329

Источник: Svem.ru

Вместе с развитием технологий развивается и так называемый промышленный шпионаж. Конкуренты пользуются разными приемами — от шпионских программ, высылаемых по электронной почте, до простого подкупа сотрудников. Кроме того, сами сотрудники могут нарушать договор с работодателем и передавать рабочие данные другим лицам.

Чтобы избежать утечки информации работодатели могут вводить контроль за деятельностью сотрудников. Конечно, тотальный контроль каждого шага сотрудников никто вводить не будет, но предупредительные меры вполне возможны. К таким мерам относятся:

  • видеонаблюдение и прослушивание в кабинетах;
  • отслеживание и прослушивание телефонных звонков с рабочих телефонов;
  • отслеживание почтовых сообщений, приходящих на рабочий электронный адрес.

Для всех этих мер есть одно важное требование законодательства — о них должно быть известно работникам и посетителям. Так, для размещения видеокамеры необходимо придерживаться следующих правил:

  • о видеонаблюдении необходимо предупреждать и работников, и посетителей с помощью размещения специальных табличек в тех помещениях, где ведется наблюдение;
  • видеонаблюдение должно быть обосновано. Достаточным основанием служат производственная необходимость, ценность рабочих материалов, ценность информации, находящейся или обсуждаемой в помещении;
  • все технические средства должны быть разрешены к использованию в РФ;
  • к собираемой информации должны иметь доступ только представители службы безопасности;
  • должны учитываться морально-этические нормы при размещении видеокамер. Прямого запрета на их размещение в нерабочих помещениях нет (раздевалки, санузлы и пр.) , но необходимо учитывать моральный аспект такого наблюдения.

Для прослушивания телефонных разговоров и контроля за электронной перепиской необходимо выполнение следующих условий:

  • работник должен быть предупрежден о таком контроле;
  • запрет на ведение личных переписки и переговоров с помощью рабочих средств связи должен быть закреплен в локальном нормативном акте.

С личной перепиской и личными телефонными разговорами ситуация несколько сложнее — здесь нужно письменное согласие работника. Кроме того, контроль за частной жизнью работника возможен только в рамках, ограниченных трудовой деятельностью. Но и тут встает вопрос — можно контролировать исходящую почту и сказанное самим работником, но что сделать с информацией, полученной от его собеседника? Ведь вторая сторона письменного согласия на контроль и прослушивание не давала.

Кроме того, работодатель в целях пресечения утечки информации и заражения компьютеров шпионскими программами и вирусами вправе ограничить доступ к тем ресурсам в сети Интернет, которые не связаны с деятельностью работника.

Вся информация о контроле и ограничениях должна быть отражена в локальных нормативных актах и донесена до работников. В некоторых случаях необходима подпись работника, удостоверяющая его осведомленность о принятых мерах и подтверждающая его согласие с их применением.

Автор: Анна Шишкина

Источник: Svem.ru

Поделиться

Комментарии

Отменить