Вопрос о том, насколько правомерны бартерные операции в бюджетной сфере, законодательно не урегулирован. Свое мнение об этом высказывает Станислав Сергеевич Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.
Рассчитываться с поставщиками нужно деньгами
На мой взгляд, товарообменные (бартерные) операции в бюджетной сфере невозможны, хотя прямо нормативно-правовые акты их не запрещают. Неправомерность бартерных сделок в бюджетных учреждениях в некотором роде определяется статусом подобных юридических лиц. Они в буквальном смысле слова не являются собственниками имущества, которым их наделяют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты. И отчуждать активы по своему усмотрению без согласия уполномоченного органа учреждения не могут.
Все средства, полученные из бюджета соответствующего уровня, могут использоваться только согласно бюджетному законодательству. Обратимся к нему.
Положения статьи 161 Бюджетного кодекса РФ определяют, что учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в установленном порядке. И при этом ни одна статья Бюджетного кодекса РФ не содержит упоминания о товарообменных операциях. Отсюда можно опять же сделать вывод об их неправомерности для бюджетников.
Косвенные доказательства позиции
Любые операции, выполняемые учреждениями, имеют четкий порядок и строго регламентированы соответствующими нормативными актами. Так, по оплате обязательств бюджетополучателей денежными средствами разработаны:
- приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств) ;
- приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н (им утвержден порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов).
Отсутствие установленных правил для товарообменных операций в учреждениях свидетельствует в пользу высказанной позиции.
Инструкция по бюджетному учету также не предусматривает отражения в учете операций по обмену товарами с контр-агентами. Это можно считать дополнительным косвенным доказательством того, что в бюджетной сфере названные операции не разрешены.
Нужно различать два вида правоотношений
Не путайте товарообменные операции с внутриведомственным перемещением бюджетного имущества. В такой ситуации учреждения действуют по распоряжению собственника (России, субъекта РФ, муниципалитета). Активы перемещаются внутри бюджета. Сделкой двух лиц это считать нельзя.
Суть бартерных операций
Несмотря на широкую практику применения термина «товарообменные (бартерные) операции», четкое определение им ни в одном нормативном акте не дано.
По сути, это сделка о натуральном товарообмене, при котором одна вещь меняется на другую, равную по стоимости, без денежной оплаты. Такая торговая сделка осуществляется по схеме «товар за товар». Пропорция обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре.
В основном товарообменные операции осуществляются на основании договоров мены. Эти правоотношения регламентированы главой 31 Гражданского кодекса РФ ( «Мена»). Объектом подобного соглашения может быть только товар, а вот имущественные права, работы и услуги не относятся к предмету таких отношений.
Источник: Журнал «Учет в бюджетных учреждениях»