Новое в законодательстве об акционерных обществах

0 1217
Анализ и правовые последствия Приказа ФСФР России от «13» августа 2009 г. №  09-33/пз-н

Изменения в законодательстве

Как известно, 13 августа 2009 года был принят Приказ ФСФР России №  09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг. Указанный документ вступил в силу 27 ноября 2010г. Он устанавливает дополнительные требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг акционерными обществами, самостоятельно осуществляющими ведение реестра.

Приказ напрямую касается тех эмитентов, которые ведут реестр владельцев именных ценных бумаг самостоятельно. На наш взгляд, Приказ преследует две цели. Во- первых, положения, закрепленные в Приказе, направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов акционеров эмитентов, ведущих свой реестр самостоятельно.

А, во-вторых, эти положения защищают самого эмитента поскольку, несмотря на меры, принимаемые государством, вопрос о рейдерских захватах предприятий до сих пор стоит также остро и актуально.

А акционерные общества, ведущие свой реестр самостоятельно, наиболее подвержены таким недружественным захватам, нежели те общества, которые передали свой реестр профессиональному участнику рынка ценных бумаг — регистратору.

В принципе, в Приказе сформулированы три основных требования к акционерным обществам, ведущим свой реестр самостоятельно:
— наличие разработанных и утвержденных в установленном порядке Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
— обязательное раскрытие Правил ведения реестра для акционеров и заинтересованных лиц;
— предоставление отчетности по проведенным операциям в реестре акционеров в территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам по месту своего нахождения.

Давайте поговорим более подробно о каждом из вышеуказанных требований.

Правила ведения реестра

Итак, согласно п.2 Приказа, проведение операций в реестре должно осуществляться на основании Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

В принципе, такое требование существовало и раньше, и оно не является новшеством. Так, согласно п.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг №  27 от 02 октября 1997 г., требования указанного Положения являются обязательными как для регистраторов — профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и для эмитентов, осуществляющих ведение своего реестра самостоятельно.

В соответствии с п.3 лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев именных ценных бумаг (то есть, и регистратор, и эмитент) обязано предъявить по требованию зарегистрированного лица (акционера) и иных заинтересованных лиц разработанные Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

Но в силу непонятных причин эмитенты игнорировали существование указанных требований, более того многие эмитенты даже и не подозревают, что им в принципе необходимо вести реестр акционеров.

Таким образом, все требования Положения о ведении реестра №  27 распространяются и на регистраторов, и на акционерные общества, осуществляющие ведение реестра самостоятельно.

Правила ведения реестра должны соответствовать требованиям законодательства РФ о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

До вступления в силу Приказа №  09-33 единственным документом, регламентирующим содержание Правил ведения реестра являлось Положение о ведении реестра. Теперь же в Приказе четко сформулировано, что должны включать Правила ведения реестра акционерного общества.

1) перечень, порядок и сроки исполнения операций по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.

Перечень операций, которые проводятся в реестре акционеров, предусмотрен Положением о ведении реестра: открытие лицевого счета, внесение изменений в информацию лицевого счета о зарегистрированном лице, внесение в реестр записей о переходе прав собственности на ценные бумаги, внесение записей о размещении, конвертации, аннулировании (погашении) ценных бумаг, внесение записей о блокировании операций по лицевому счету, внесение записей об обременении ценных бумаг, о зачислении и списании ценных бумаг со счета номинального держателя, а также все операции, связанные с предоставлением информации из реестра.

Порядок проведения операций в реестре также предусмотрен Положением, где в отношении каждой операции указаны определенные действия, которые необходимо совершить, а также основания для проведения конкретной операции.

Требования к срокам исполнения операций в реестре содержатся в п.10 Положения, и они носят императивный характер, то есть, эмитент не имеет право указать в своих Правилах ведения реестра другие сроки проведения операций, нежели предусмотрено Положением.

Хотелось бы заострить ваше внимание, на существенном отличии при исчислении сроков проведения операций в реестре по сравнению с Гражданским кодексом. Так в соответствии со ст.191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. А в пункте 10.3.

Положения о ведении реестра указано, что срок проведения операций в реестре исчисляется с даты предоставления необходимых документов регистратору. Таким образом, пункт 10.3. вступает в прямое противоречие с Гражданским кодексом.

Мое мнение в отношении данной ситуации — не стоит испытывать судьбу и лишний раз давать повод органам ФСФР для попытки привлечения к ответственности за нарушение сроков исполнения операций. Да, вероятнее всего в суде вы докажете свою правоту, но это лишняя трата времени, денежных средств и нервов. Соответственно, необходимо проводить операции в сроки, предусмотренные Положением о ведении реестра.

2) перечень, формы и способы предоставления документов, на основании которых проводятся операции в реестре акционеров.
Как уже говорилось выше, любая операция в реестре проводится на основании определенных документов, перечень которых установлен Положением о ведении реестра. Например, открытие лицевого счета и внесение изменений — на основании анкеты, переход права собственности в результате сделки — на основании передаточного распоряжения.

Также акционерному обществу необходимо разработать типовые формы документов, являющихся основанием проведения операций: анкета, передаточное распоряжение, залоговое распоряжение, запросы на предоставление информации из реестра и другие.

Согласно п. 10.2. Положения, операции в реестре проводятся на основании установленных форм распоряжений, которые не должны противоречить требованиям законодательства. Однако, следует отметить, что если вам принесли распоряжение на проведение операции в реестре, которое не соответствует формам, разработанным для вашего реестра акционеров, но по своему содержанию соответствует требованиям законодательства, то это не должно являться основанием для отказа в принятии документа или в проведении операции.

В отношении способов предоставления документов необходимо отметить, что по сути их два — это предоставление эмитенту лично акционером или его уполномоченным представителем, либо посредством почтового отправления. Предоставление документов посредством электронной или факсимильной связи не допускается в силу п. 10.2. Положения, в котором предусмотрено, что проведение операций в реестре осуществляется на основании подлинников документов или копий, удостоверенных нотариально.

3) формы, содержание и сроки выдачи выписок и справок из реестра владельцев именных ценных бумаг. Сроки предоставления ответов на запросы.

Помимо форм документов, на основании которых эмитент проводит операции в реестре, также необходимо разработать формы ваших исходящих документов, то есть, тех документов, которые вы как регистратор обязаны предоставлять акционерам: выписки, справки, уведомления. Требования к содержанию указанных документов установлены в пунктах 3.4.4., 7.9.1., 7.9.4. Положения о ведении реестра.

Что касается сроков предоставления ответов на запросы, то, как уже было сказано выше, они регламентируются п.10.3. Положения. Например, выписка должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней, уведомление о проведении операции — в течение 1 рабочего дня после проведения операции.

4) Правила регистрации, обработки и хранения входящей документации.

Регистрация входящих документов включает в себя присвоение каждому документу входящего номера и внесение соответствующей записи в журнал учета входящих документов. Любой документ, связанный с системой ведения реестра должен быть зарегистрирован в журнале учета входящих документов.

Порядок присвоения входящих номеров вы должны разработать сами, это может быть просто присвоение номеров в хронологическом порядке, а можно использовать дополнительные значения, относящиеся к году или виду документа. То есть, в этом вопросе вам предоставлена возможность для фантазии.

Обработка документов включает в себя их проверку на соответствие требованиям законодательства о рынке ценных бумаг и проведение конкретной операции по поступившему документу, либо отказа в проведении операции. Информация о проведенных операциях содержится в регистрационном журнале. Это еще один документ в системе ведения реестра, который необходимо обязательно вести.

Каждой операции, которую вы провели, необходимо присвоить номер, аналогично нумерации входящих документов. Номер операции не является обязательным для регистрационного журнала, однако, данная информация необходима при предоставлении справки об операциях, проведенных по лицевому счету.

После обработки документа он передается на хранение. Сроки хранения документов, связанных с системой ведения реестра, предусмотрены в п.10 Положения о ведении реестра. Документы, являющиеся основанием для внесения записей в реестр, должны храниться не менее трех лет с момента их поступления. Анкеты зарегистрированных лиц должны храниться не менее трех лет после списания со счета зарегистрированного лица всех ценных бумаг.

5) Требования к должностным лицам и иным работникам (должностные инструкции) осуществляющим функции по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг акционерного общества.

Вы должны разработать должностные инструкции лиц, которые осуществляют проведение операций в системе ведения реестра.

Во-первых, приказом единоличного исполнительного органа должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение и хранение реестра владельцев именных ценных бумаг.

Кроме этого, согласно п.5.2.2. Положения о ведении реестра распоряжение одного зарегистрированного лица должно исполняться разными сотрудниками регистратора. Соответственно, у эмитента должно быть назначено как минимум два сотрудника: один отвечает за прием и регистрацию входящих документов; другой — за проведение операций в системе ведения реестра.

В следующий раз мы подробно обсудим порядок раскрытия Правил ведения реестра акционеров.

Автор: Юлия Пашкина, начальник отдела ценных бумаг Юридического агентства ЮС КОГЕНС“

Поделиться

Комментарии

Отменить