Передача муниципального имущества в аренду

0 1003

Прокурор обратился с иском о признании недействительным договора, согласно которому муниципальное образование передало образовательному учреждению муниципальное имущество в аренду. По мнению прокурора, законодательство допускает передачу муниципального имущества учреждениям только на праве оперативного управления. Подлежит ли данный иск удовлетворению?

В силу пункта 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.

Так, в силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Пункт 2 данной статьи предусматривает, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Кроме того, статьей 70 БК РФ устанавливает, что обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

  • оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов) , органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
  • оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Из буквального толкования данной статьи может быть сделан вывод, согласно которому нормы БК РФ не предусматривают перечисление муниципальными учреждениями, финансируемыми из местного бюджета, в местный бюджет арендной платы за пользование муниципальным имуществом.

Вместе с тем, следует учитывать, что статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Даная статья не предусматривает исключений для учреждений.

Таким образом, передавая муниципальное имущество во владение и пользование на правах аренды муниципальным учреждениям, органы местного самоуправления и муниципальные учреждения выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, являясь сторонами в договоре.

Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 18.12.2007 N Ф03-А04/07-1/5697 указал, что гражданским законодательством в отношении права оперативного управления вводится ограничение только по субъектному составу. Положения ГК РФ об аренде не содержат ограничений относительно таких субъектов договорных отношений как органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, они свободны в заключении различных сделок, что отвечает принципам статьи 421 ГК РФ.

При создании муниципальных учреждений собственник муниципального имущества закрепляет это имущество за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления. В процессе же хозяйственной деятельности муниципальные учреждения, являясь самостоятельными юридическими лица, осуществляют гражданские права и несут соответствующие обязанности в результате заключения договоров аренды, в том числе и с органами местного самоуправления.

Кроме того, при использовании имущества на правах аренды учреждением, финансируемым из местного бюджета, арендные платежи осуществляются им за счет средств его учредителя, которые поступают в местный бюджет. При этом бюджетное законодательство не запрещает и не ограничивает подобное движение бюджетных средств.

Приведенное Постановление является единственным, где оспаривалась сама возможность передачи муниципального имущества на праве аренды учреждениям. Вместе с тем, имеются постановления, в которых суды рассматривали различные аспекты таких договоров (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2007 N А19-22309/06-25-Ф02-3216/07, ФАС Уральского округа от 02.04.2009 N Ф09-1371/09-С4).

Это подтверждает, что законодательство допускает передачу муниципального имущества учреждениям не только на праве оперативного управления, а значит, договор аренды муниципального имущества, заключенный между муниципальным образованием и учреждением, является действительным.

Учитывая изложенное, иск прокурора не подлежит удовлетворению.

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Источник: Клерк.Ру

Поделиться