Общие правила страхования грузов

0

Важной частью современной грузоперевозки является страхование груза. Это важно, так как перевозки часто связаны с невероятно дорогими вещами, которые проезжают не одну сотню километров, порой через десятки стран и даже разные климатические пояса.

Какой бы серьезной не была тема международных перевозок, они подчиняются общим правилам, название которых звучит не очень серьезно: Оговорки А, В и С Института Лондонских Страховщиков по страхованию грузов (Institute Cargo Clauses «A», «B», «C») . В этих правилах описывается три типа страхования, соответственно, «А», «В» и «С». Типы страхования отличаются степенью ответственности страховщика, а также формированием страховых условий. Все три типа страхования построены на двух принципах: включения и исключения.

Первый вариант построен на принципе исключения и обеспечивает самую высокую степень защиты груза, ибо он страхует от всех рисков за исключением описанных в договоре страхования. В них входит повреждение груза вследствие военных действий, ядерного взрыва, радиации, умысла, влияние температуры, повреждение грызунами, замедления при доставке, падение цены груза во время доставки и несколько других пунктов.

Варианты «В» и «С» построены на включении, то есть в договоре страхования описываются только те риски, от которых транспортная компания страхует груз. В этот список обычно включается пять групп рисков:

  1. Огонь, молния, бури, ураганы, вихри, столкновение кораблей, посадка корабля на мель, провал мостов, повреждение судна льдом или плавающими объектами.
  2. Несчастные случаи во время загрузки или разгрузки грузовых судов, самолетов, автомобилей.
  3. Пропажа грузового транспорта без вести (обычно касается самолетов и кораблей).
  4. Общая авария, т.е. жертвование частью груза для спасения остальной части груза (применимо в морских грузоперевозках).
  5. Необходимые и целесообразные расходы по спасению груза.

Если международные грузоперевозки осуществляются морем, то интересно решается проблема общей аварии. При этом признаются убытки, которые были понесены при разумных и целесообразных расходах и жертвах ради общей безопасности и спасения имущества, участвующего в морском предприятии. Например, при возникновении пожара или опасного крена экипаж может сбросить часть груза за борт или залить его водой. У всех участников общей аварии возникает либо обязанность возместить нанесенный ущерб либо возможность требовать возмещения убытков. Причем такая возможность или обязанность возникает в соответствие с Кодексом торгового мореплавания и никак не зависит от страховки груза.

Поделиться

Комментарии