Важной частью современной грузоперевозки является страхование груза. Это важно, так как перевозки часто связаны с невероятно дорогими вещами, которые проезжают не одну сотню километров, порой через десятки стран и даже разные климатические пояса.
Какой бы серьезной не была тема международных перевозок, они подчиняются общим правилам, название которых звучит не очень серьезно: Оговорки А, В и С Института Лондонских Страховщиков по страхованию грузов (Institute Cargo Clauses «A», «B», «C») . В этих правилах описывается три типа страхования, соответственно, «А», «В» и «С». Типы страхования отличаются степенью ответственности страховщика, а также формированием страховых условий. Все три типа страхования построены на двух принципах: включения и исключения.
Первый вариант построен на принципе исключения и обеспечивает самую высокую степень защиты груза, ибо он страхует от всех рисков за исключением описанных в договоре страхования. В них входит повреждение груза вследствие военных действий, ядерного взрыва, радиации, умысла, влияние температуры, повреждение грызунами, замедления при доставке, падение цены груза во время доставки и несколько других пунктов.
Варианты «В» и «С» построены на включении, то есть в договоре страхования описываются только те риски, от которых транспортная компания страхует груз. В этот список обычно включается пять групп рисков:
- Огонь, молния, бури, ураганы, вихри, столкновение кораблей, посадка корабля на мель, провал мостов, повреждение судна льдом или плавающими объектами.
- Несчастные случаи во время загрузки или разгрузки грузовых судов, самолетов, автомобилей.
- Пропажа грузового транспорта без вести (обычно касается самолетов и кораблей).
- Общая авария, т.е. жертвование частью груза для спасения остальной части груза (применимо в морских грузоперевозках).
- Необходимые и целесообразные расходы по спасению груза.
Если международные грузоперевозки осуществляются морем, то интересно решается проблема общей аварии. При этом признаются убытки, которые были понесены при разумных и целесообразных расходах и жертвах ради общей безопасности и спасения имущества, участвующего в морском предприятии. Например, при возникновении пожара или опасного крена экипаж может сбросить часть груза за борт или залить его водой. У всех участников общей аварии возникает либо обязанность возместить нанесенный ущерб либо возможность требовать возмещения убытков. Причем такая возможность или обязанность возникает в соответствие с Кодексом торгового мореплавания и никак не зависит от страховки груза.