Проект Федерального закона, призванный стимулировать применение трудовых договоров, был внесен в Госдуму 8 ноября 2010 года.
В официальной базе он охарактеризован как законопроект “о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов "заемного труда" или другими способами”. Соответственно, основным его лейтмотивом выступает полный запрет заёмного труда на территории России. Как следует из пояснительной записки, препятствование уклонению от заключения трудовых договоров является единственным мотивом запрета.
Круглый стол, посвященный законопроекту, проводился в связи с тем, что 5 апреля 2011 г. правительство представило свой официальный отзыв. В целом правительство заявляет, что поддерживает данный законопроект при условии его доработки “с учетом указанных замечаний до рассмотрения в первом чтении”.
В ходе мероприятия отмечалось, что заемный труд не связан с уклонением работодателей от заключения трудовых договоров.
Работник всегда заключает трудовой договор с организацией, которая будет ответственна за реализацию его прав. В случае аутстаффинга такой организацией является кадровое агентство, которое по заключении трудового договора вступает с заемным работником в трудовые отношения, и на этого работника в полном объёме распространяются нормы Трудового кодекса РФ.
Кадровое агентство, заключившее трудовой договор с заемным сотрудником, обладает всей полнотой административной и дисциплинарной власти. На практике предприятие-пользователь ставит вопрос о наказании или поощрении того или иного работника именно перед агентством, которое принимает окончательное решение и документально его оформляет в полном соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. На стадии заключения гражданско-правового договора между предприятием-пользователем и агентством оговаривается распределение зон ответственности по вопросам охраны труда и техники безопасности.
Интересы заёмных работников могут выражаться через советы трудовых коллективов, которые могут быть сформированы самими заёмными работниками, работающими на предприятии-пользователе. В перспективе возможно создание профсоюза заёмных работников, как это уже имеет место в некоторых зарубежных странах.
С 1 января 2011 г. законодательство не позволяет использовать заёмный труд в качестве инструмента налоговой оптимизации — в связи с отменой льгот по обязательным платежам с фонда заработной платы для предприятий малого бизнеса (вступление в силу ст.12 и прекращение действия ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Наконец, Международная организация труда признаёт легитимность данной формы трудовых отношений, что нашло отражение в Конвенции МОТ №181 от 19 июня 1997 г.
Эксперты считают, что подобным запретом значительно ограничивается реализация конституционного права на труд. Зато в случае его введения гарантировано наступление негативных последствий: фактические нарушения законодательства, когда трудовой договор не заключается вообще, снижение эффективности использования трудовых ресурсов, снижение уровня жизни, безработица, рост социальных расходов без возможности их компенсации в длительной перспективе”.
Источник: Юридический Центр "Глосса"