Главного судебный пристав России Артур Парфенчиков в ходе рабочего визита на Алтай дал интервью «Алтайской правде».
Требования ужесточаются
— Артур Олегович, когда люди в форме получают дополнительные полномочия — это всегда настораживает. С 1 января 2012 года судебные приставы их как раз получают. О чем конкретно идет речь?
— О наделении приставов правом задерживать скрывающихся от суда или следствия лиц для передачи их полиции. Ранее полномочия по поиску должника принадлежали Министерству внутренних дел, но после принятия закона «О полиции» они ему не были переданы. С 1 января 2012 года служба судебных приставов будет осуществлять обеспечение судебной юрисдикции по административным делам, в том числе по принудительному приводу лиц в суды. Мы будем в полном объеме заниматься розыском не только имущества должника, но и самих должников. И, что немаловажно, детей с целью их возвращения законным опекунам, родителям. Нам также передаются полномочия по обеспечению принудительного исполнения судебных решений в части выдворения незаконно находящихся на территории России иностранных граждан, не имеющих гражданства.
С нового года мы начинаем формировать единую открытую информационную базу исполнительных производств на сайте ФССП, где любой гражданин лично сможет ознакомиться со всей потенциальной проблематикой по линии нашей службы. Это упростит диалог с людьми и, наверное, снимет вопросы от граждан, которые узнают о своих долгах, к примеру, при задержании на границе.
Что касается розыска, то серьезно уточняется ряд полномочий в работе с имущественными правами, с банковскими счетами, заработной платой должника. Помимо этого закон разрешает привлекать на основании договора частных детективов к поиску ребенка или должника.
— Как это будет на практике?
— Мы рассматриваем эту работу как один из альтернативных способов поиска должника. Информация сыщика по заявлению взыскателя может быть использована приставом в рамках процедуры принудительных разыскных мероприятий. Естественно, детектив сможет использовать полномочия, которые ему даны в рамках частной детективной деятельности. Инициатива о поиске должника должна исходить от взыскателя и подтверждаться наличием исполнительного документа, выданного на основании судебного решения. Только в этом случае частный детектив может осуществлять поиск. Его работу по договоренности оплачивает взыскатель. То есть речь идет о том, что судебные приставы готовы принять помощь извне, в том числе сыщиков, если она, конечно, осуществляется на законных основаниях.
— Кстати, о законности. Насколько правомерен доступ приставов к личным данным должников? К примеру, по списанию денег со счетов их мобильных телефонов?
— Такая процедура производится в единичных случаях и по особым фактам, когда абсолютно невозможны другие способы взыскания платежей. Были подобные прецеденты в Хабаровском крае, когда по решению суда со счетов телефонов должников — клиентов сотовых операторов — списывались по полторы-две тысячи рублей. Эти действия правомерны — они предусмотрены федеральным законом. Но, повторюсь, есть и другие, более эффективные способы заставить неплательщиков платить по счетам. При этом не надо забывать, что в данном случае мы имеем дело с незаконопослушными гражданами, которые вошли в определенный конфликт с обществом, государством, они нарушают права и интересы третьих лиц. Если их действия носят особо злостный характер, то рассматриваются законом не просто как административные нарушения, а как преступления. Это нормальная практика любой цивилизованной страны.
Та информация, которая будет размещена на сайте ФССП, является, по сути, производной. Мы не можем в рамках судебного процесса сохранять персональные данные в тайне. Потому что в нашей стране открытое правосудие и информация о должниках должна носить открытый характер. Есть, конечно, некоторые ограничения: к примеру, по делам об алиментах нельзя публиковать данные детей. При этом фамилия, имя, отчество должника, безусловно, будут предаваться гласности. И стесняться тут нечего. Невыплаченные алименты и кредиты — это не только правовая проблема, но и в первую очередь нравственная. Именно поэтому к работе с должниками активно подключаются различные общественные и религиозные организации, и мы им за это очень благодарны. Статистика говорит, что в прошлом году миллионы рублей были возвращены детям от алиментщиков исключительно благодаря нетрадиционным формам работы, которые применялись в рамках контактов со священно-служителями. Должники продавали квартиры и полностью рассчитывались со своими детьми.
Надо рубить!
— В последние годы силовые ведомства чистят ряды, проводят различные антикоррупционные мероприятия. Что у вас?
— Мы не боимся выносить сор из избы и сообщаем обо всех фактах. За первое полугодие в отношении 247 бывших и действующих сотрудников ФССП были возбуждены уголовные дела. Я с удовлетворением отмечаю, что 95 процентов из них возбуждается по нашей собственной инициативе — при содействии структурных подразделений по противодействию коррупции. Выявлено более 70 фактов взяток. Из года в год мы активизируем работу в этом направлении. Если в 2008 году у нас было зарегистрировано всего одно уведомление о попытке подкупа нашего сотрудника, то по итогам за 10 месяцев текущего года — уже около 250 по стране. Возбуждено почти 100 уголовных дел в отношении адвокатов и представителей юридических компаний, которые пытались решить проблемы своих клиентов путем подкупа судебных приставов. Это серьезный знак того, что ситуация с коррупцией начинает выправляться. До приезда в Алтайский край я посетил Кемерово. Пока там находился — возбудили одно уголовное дело в отношении представителя юридической фирмы, который за 30 тысяч рублей пытался подкупить судебного пристава-исполнителя. При этом взяткополучателей, конечно, регистрируется по-прежнему больше, чем взяткодателей. У коррупции, как известно, две головы, и надо рубить обе.
Параллельно ставится задача максимально дистанцировать пристава от прямого контакта с денежными средствами. В связи с этим мы сейчас вводим электронные средства оплаты задолженностей, совершенствуем технологии их погашения. Для удобства граждан в территориальных органах ФССП России активно внедряется система электронных платежей посредством устройств самообслуживания. Проект, позволяющий жителям России оплачивать долги без визита в подразделение судебных приставов, ФССП реализует совместно с платежным сервисом QIWI. Так, рассчитываться по долгам может каждый желающий — с помощью платежных терминалов QIWI, через сайт, а в скором времени и через платежные приложения для популярных платформ мобильных устройств.
Очевидно: чем больше население будет использовать соответствующие банковские кредитные карты и сеть Интернет, тем легче будет нам идти навстречу друг другу. В Алтайский край новые технологии только-только приходят, однако дело не стоит на месте. В этом году в вашем регионе внедрен новый программный комплекс, который впервые свел воедино электронный контроль за исполнительным процессом и движением денежных средств на депозите. Это еще один инструментарий, который препятствует хищению подотчетных денежных средств.
Серьезное внимание мы уделяем работе с обращениями граждан, проводим выездные приемы на местах, поддерживаем контакт через интерактивные средства связи. У нас работает телефон доверия и есть факты возбуждения уголовных дел по сообщениям, которые на него поступили. А недавно я подписал приказ о внедрении в каждом подразделении нашей службы специальной книги отзывов и предложений, где любой гражданин может оставить свою запись, в том числе жалобы.
Опасная работа
— В последнее время много разговоров ходит о том, что службу судебных приставов приравняют к категории правоохранительных органов. К этому все идет?
— Формально такой статус сегодня не имеет ни одна структура, потому что закон о правоохранительной службе еще не принят. Да и само понятие «правоохранительный орган» достаточно дискуссионное. Думаю, что мы должны говорить сегодня не столько о статусе, сколько о соответствии свода обязанностей, которые выполняет судебный пристав, уровню его социальной защищенности. Это проблема номер один, потому что требования к службе повышаются. Совет Федерации утвердил закон, который определяет обязательное высшее юридическое образование для судебного пристава-исполнителя. И это правильно. Мы единственная страна в Европе, которая имеет столь низкие образовательные требования для судебного пристава. И не только образовательные. Люди, которые были осуждены за должностные преступления, с погашенной судимостью не должны приниматься на государственную службу. С принятием нового закона в УФССП им будут закрыты двери. Шаги предпринимаются верные, однако требования повышаются, а социальных гарантий нет.
Между тем у нас каждый год несколько сот сотрудников, выполняя работу, подвергаются прямой опасности. Недавно в Санкт-Петербурге судебным приставом был задержан убийца, находящийся в розыске. Другой пристав, задерживая преступника, получил серьезную черепно-мозговую травму. Два года назад погиб дознаватель в Кабардино-Балкарии, он был казнен боевиками и посмертно награжден орденом Мужества. К сожалению, этот список можно продолжать…
— Как оцениваете работу УФССП по Алтайскому краю?
— Я бы отнес ваш регион к некрепким середнякам. Потому что некоторые позиции требуют серьезного осмысления. Есть недостатки по направлениям исполнительного производства, дознания, административной практики и организационно-управленческой деятельности. На совещании с сотрудниками я уделил особое внимание оперативному внедрению в практику новаций законодательства, укреплению исполнительской дисциплины, потребовал неукоснительного соблюдения правил ведения архивных дел и напомнил, что без аккуратного составления архивов не может осуществляться эффективная деятельность структурных подразделений управления. Актуальна для Алтайского края и проблема укрепления материально-технической базы. Она будет решаться в самое ближайшее время.
* * *
С начала года в пользу граждан взыскано 81,1 млн. руб. задолженности по заработной плате, в бюджет перечислено 511,5 млн. руб. налоговых платежей и более 78,5 млн. рублей исполнительского сбора. Вынесено более четырех тысяч постановлений о временных ограничениях на выезд должников из РФ, в том числе 759 — в отношении алиментщиков.
* * *
За 10 месяцев 2011 года на исполнении в УФССП по Алтайскому краю находилось более 965 тысяч исполнительных производств, из них 574 тысячи окончены. Судебными приставами края взыскано с должников всех категорий более 4 млрд. рублей, что на 370 млн. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
* * *
С начала текущего года должностными лицами УФССП России по краю возбуждено 8160 дел об административных правонарушениях. В результате чего 836 человек подвергнуто административному аресту, 2718 оштрафовано на общую сумму более 4,8 млн. рублей. Судебными приставами разыскано имущества и денежных средств должников на сумму более 130,3 млн. рублей, установлено местонахождение более пятисот единиц транспорта. Арестовано имущества на 6,8 млрд. рублей, передано на реализацию 3,2 миллиарда.
Источник: ИА «Амител»