Если турист отказывается от поездки, то турагентство должно вернуть ему полную стоимость тура. Такое решение принял Высший арбитражный суд России. Поводом стал иск к туристической фирме, которая задержала с клиента неустойку в размере 15% за отказ от поездки. Суд принял решение, согласно которому турагентство должно возвращать потребителю полную сумму. С комментариями для "Вестей ФМ" - руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов.
"Вести ФМ": Как вы восприняли решение суда? Готовы ли туркомпании компенсировать полную стоимость тура, если вдруг турист откажется от поездки?
Мохов: На самом деле, это решение вовсе нас не удивило. Судебная практика в последние пять лет складывается именно таким образом, что применение штрафных санкций, неустоек в отношении потребителей признается судами неправомерным или недостаточно обоснованным. Поэтому по существу это решение только констатировало уже существующее положение вещей. "Вести ФМ": За какой срок клиент должен предупредить туркомпанию, чтобы ему полностью вернули деньги? Мохов: Закон "О защите прав потребителей" позволяет отказаться от услуги без ограничения сроков. То есть вы в принципе можете передумать куда-то лететь, уже находясь в аэропорту. Дело в том, что Закон "О защите прав потребителей" дает возможность туристическим компаниям удержать фактические расходы, которые понесены для организации путешествия туристов. Соответственно, если понесены расходы на бронирование гостиницы, на оплату авиабилетов, на оплату визового сбора, на оплату страховки, вот именно такие фактические расходы туристическая компания вправе удержать в случае отказа туриста от путешествия за короткий срок.
"Вести ФМ": Подождите, а как же решение Высшего арбитражного суда, который постановил полностью выплачивать компенсацию?
Мохов: Немножко не так. Во-первых, решение Высшего арбитражного суда касается отношений между туроператором и турагентом, и конкретно вот это решение указывает на то, что штрафы, которые накладывает на турагента туроператор, не могут распространяться на туристов, именно те штрафы, которые накладываются уже после отказа от путешествий. То есть речь идет о том, что на потребителей, на граждан не могут переноситься штрафные санкции, которые применяются в отношениях между юридическими лицами. Именно в этом смысл данного судебного акта. И там достаточно подробно это разъяснено. Что же касается применения 32 статьи Закона "О защите прав потребителей", которая говорит о возможности удержания фактических расходов, то эта статья активно применяется в судебной практике, и туристическая компания, конечно, должна быть в определенной степени защищена от убытков, которые она может понести не по своей вине. Есть соответствующее удержание со стороны отелей, есть стоимость оформления визы, есть стоимость авиабилетов, которую тоже не всегда возможно вернуть полностью. Эти вопросы решаются индивидуально в суде с доказательствами фактически понесенных расходов, с подтверждением их суммы и обоснованности с точки зрения оказания услуг туристу.
Автор: Георгий Мохов
Полностью слушайте в аудиоверсии на сайте "Вести ФМ"