Поясним, в чем принципиальное отличие нового порядка определения инвентаризационной стоимости от ранее действовавшего на следующем примере.
В собственности гражданина А. имеется ½ доли в праве на квартиру, инвентаризационная стоимость которой в целом составляет 600 000,00 руб. Решением представительного органа местной власти установлено, что имущество, стоимость которого превышает 500 000,00 руб., облагается по ставке 2%, а если находится в диапазоне от 300 000,00 руб. до 500 000,00 руб., то — 0,3%.
На основании ранее действовавшей редакции ст.2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщику А. следовало уплатить налог в размере 6 000,00 руб. (600 000,00×2%/100%/2). После принятых изменений расчет налога будет происходить следующим образом: 600 000,00/2×0,3/100% и поэтому сумма налога составит только 900,00 руб.
Принципиальная разница подхода к расчету инвентаризационной стоимости заключается в том, что если до принятия указанных изменений инвентаризационную стоимость имело только имущество в целом и инвентаризационная стоимость никак не зависела от числа собственников данного имущества, и поэтому налог первоначально исчислялся со стоимости всего объекта, а потом уже распределялся между всеми сособственниками пропорционального их доле в праве на данное имущество.
Сейчас же, а если точнее, то с 1 января 2009 г. (законодателем закону придана обратная сила и описываемые нами изменения будут подлежать применению налоговыми органами, начиная с налогового периода 2009 г.) , инвентаризационную стоимость имеет именно доля в праве на имущество (жилой дом, квартиру, комнату, гараж и т.п.) , которая определяется как стоимость объекта в целом, умноженная на долю налогоплательщика в данном объекте.
Кроме нового порядка определения стоимости, Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил еще и максимальный период, за который налоговый орган может привлечь налогоплательщика к уплате налога в случае, когда это не было сделано или сделано не в полном объеме.
Так, налоговое уведомление, которое содержит расчет суммы налога к уплате, может быть направлено налогоплательщику только за три года, предшествующие календарному году направления такого требования.
Следует отметить, что тем налогоплательщикам, которым был произведен расчет налога за 2009 г. по старым правилам, налоговым органам будет произведен перерасчет, после чего излишне уплаченную сумму налога можно будет вернуть или зачесть в счет недоимки или задолженности по пеням по иным местным налогам.
Источник: «Ардашев и партнеры»