Сотовые операторы оскорбляют абонентов

0 737

"Девушка, где вы купили такие тонкие кривые чулки?" – такой вот "шуткой" поздравил меня с 8 Марта один из сотовых операторов "большой тройки". Как показало мини-расследование, шутки могут быть не только обидными, но и обременительными для кошельков абонентов.

Получив оскорбительное SMS от своего сотового оператора, я была столь поражена, что вначале приняла сообщение за какую-то хакерскую атаку. Но звонок в компанию развеял сомнения.

– Вы подписаны на услугу, позволяющую получать шутки и анекдоты, – радостно сообщила мне девушка из колл-центра.
– Но я ни на что не подписывалась!
– Это услуга совершенно бесплатна!
– А я и даром не желаю получать глупые и оскорбительные шутки!

После довольно бестолкового объяснения вырисовалась следующая картина: чтобы стать "подписантом" услуги, достаточно открыть пришедшее SMS. Учитывая, что любой нормальный человек, получив сообщение от своего сотового оператора, поинтересуется его содержанием, перспективы у подобной практики вырисовываются богатые.

Впрочем, девушка успокоила, что от услуги можно "отписаться". Для этого надо найти в меню телефона соответствующий раздел, в нем – нужную услугу... в общем, я насчитала пять шагов.

Этот инцидент был, увы, не первым. Еще с осени стала я замечать, что платежи за сотовую связь сильно увеличились. Заказав детализацию счета (что, кстати, стоит денег), я с удивлением обнаружила, что подключена к услуге по выходу в Интернет. Фишка в том, что у меня в телефоне нет Интернета, о чем я и сообщила сотруднику оператора. От услуги меня отключили, но снятых за нее денег не вернули.

В общем, решила я оператора, которому сохраняла верность более восьми лет, поменять. И тут, расспрашивая знакомых, выяснила, что конкуренты практикуют такие же хитрости.

Все мои знакомые дружно жалуются на "левые" рекламные объявления и увеличение потока непрошеных и мошеннических SMS. И если рекламный спам лишь раздражает, то сообщение "я в больнице, срочно кинь 300 рублей на этот номер" недавно чуть не довело до инфаркта пожилую женщину. Операторы в ответ на жалобы обещают "разобраться" и "принять меры", однако воз и ныне там.

Во-вторых, почти все опрошенные попали впросак при оплате услуг с помощью SMS. Интернет переполнен предложениями узнать "тайну своей фамилии", получить рекомендации психолога или пройти тест за небольшую плату. Каюсь, я и сама решила таким образом приобрести диету, "разработанную специально для вас". Заполнила длиннющую анкету, отправила сообщение "всего за 15 рублей", потом потребовалось подтверждение, потом еще, а потом со счета было списано почти 800 рублей. Попытки выяснить истину ни к чему не приводят: операторы заявляют, что не имеют к этому никакого отношения, хотя именно они предоставляют мошенникам и спамерам "короткие" номера.

Среди моих знакомых обнаружились и "подписанты" поневоле: в среднем, за невесть откуда взявшуюся услугу они заплатили по 700 – 800 рублей. Денег никому не вернули. Защитники прав потребителей в один голос говорят, что все это, разумеется, незаконно. И столь же дружно признают, что вряд ли операторов призовут к ответу. Ведь суммы, которые теряет абонент, гораздо меньше стоимости судебных издержек и оплаты услуг адвоката. Добавьте сюда сложность доказательств – вот и получается, что дальше жалоб никто не идет. Хотя понятно, что мелкие потери клиентов приносят операторам неплохую прибыль.

Но самое печальное – мы, потребители, практически беззащитны. Можно, конечно, никогда ничего не оплачивать посредством SMS. Можно научить своих близких не откликаться на просьбы с незнакомых телефонов, но как при этом в результате самому не оказаться без помощи в сложной ситуации? Как узнать, не подписан ли ты на некие услуги? Заказать детализацию? Она стоит денег. Звонить оператору? Не будешь же это делать ежедневно.

В результате, я теперь стала абонентом альтернативного оператора. Но вынуждена сохранять отношения со старым – сменить много лет существующий телефонный номер я себе позволить не могу. В результате, приходится платить за два телефона: по одному я звоню, по другому – отвечаю. За первый, кстати, плачу вчетверо меньше.

Ситуацию спасло бы внедрение права перехода номера к другому оператору вслед за абонентом – так называемому MNP. В ЕС оно стало обязательным с 2003 г., и с этого же времени об MNP говорят в России. На днях, наконец, появились сообщения, что пилотный проект будет этой весной запущен в Татарстане. Но есть подозрения, что эксперимент затянется: сотовые операторы противятся как могут. Еще бы – тогда против их "шуток" народ проголосует ногами.

Источник: Утро.ру

Поделиться