Источник: Московский Монитор
В понедельник Правительство России рассмотрело поправки в законопроекты «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и приняло решение направить их в Госдуму для обсуждения и утверждения. Будничная новость – в последние годы в России ежедневно обсуждается множество законопроектов.
С этим же законопроектом всё совсем не так, причем с самого начала.
В мае Владимир Путин поручил Правительству создать необходимые документы для запуска государственного компенсационного фонда долевого строительства. Ответственным ведомством было назначено Министерство строительства и ЖКХ России, а персонально ответственным – его глава, Михаил Мень. Фонд должен собирать деньги с застройщиков и возмещать их дольщикам в случае банкротства строительной компании.
Это первая и, до недавних пор, единственная достоверно известная новость о создании компенсационного фонда. С мая по ноябрь, более полугода, в ведомстве шла напряженная работа по проектированию документов, связанных с работой фонда. Всё это время работа шла в секретном режиме, без допуска широкой общественности и экспертов к тексту. Нечастые и противоречивые данные, которые вбрасывались в интервью представителей Минстроя, лишь подогревали интерес публики.
И вот, в начале ноября министерство разместило проект поправок в закон, который должен создать и закрепить законодательную базу для запуска компенсационного фонда. Эксперты, строители, общественные организации ахнули. В размещённом тексте много положений про защиту дольщиков, но если вчитаться между строк, оказывается, что законопроект совсем не о том.
Суть времени
Механизм под названием «компенсационный фонд» предстал широкой аудитории в странном виде. Юристы мгновенно обнаружили большое количество неувязок по тексту – что-то противоречит гражданскому кодексу, что-то – бюджетной политике, наконец, ряд статей противоречит друг другу. Позже на эти ошибки указали уже в других министерствах, при прохождении обязательной процедуры согласования текста. Но главное не это. В документе описана простая, как всё гениальное, процедура рейдерства, причем рейдером выступает целое министерство.
Как это получилось? Строительная компания хочет построить дом, используя долевое участие. Собираются все документы, но к дольщикам строителей не подпустят, пока они не перечислят в фонд 1% от общей стоимости долевых договоров. Причем решение о допуске принимает сам фонд. В случае же, если у строительной компании случаются любые проблемы – подрядчик не завёз стройматериалы, банк не дал кредит и нужно искать других контрагентов, и они идут в арбитраж — а у любого крупного застройщика арбитражей может быть много, то фонд без колебаний начинает процедуру банкротства и вводит внешнее управление в этой компании. И снова это решение принимает сам фонд. После всех этих процедур фонд назначает новое руководство в компании и достраивает дом, а потом продаёт квартиры. Да, дольщики при этом получают либо денежные компенсации (вложенных средств) либо квартиры. На усмотрение фонда. Если они получают компенсации, теряют и право на эту недвижимость, а значит её можно продать. Выгодно? Весьма.
Никогда не сдаваться
Вороватость чиновников в России — это притча во языцех. Не впервые в новейшей истории чиновники создают инструмент, который потом используют как прибавку к зарплате. Но происходящие события удивляют даже бывалых знатоков законотворческого процесса. Прикрываясь поручением Президента, законопроекты буквально «тащат» не гнушаясь никакими методами. Причем такое рвение вполне объяснимо: под знаменем защиты дольщиков появляется возможность беспрецедентного и бесконтрольного обогащения, а дольщики? А причем тут они? Кого они реально волнуют, когда на кону такие деньги и возможности?
После того, как министерства не согласовали документ Минстроя, его надо было «докрутить». Убрать противоречия, причесать текст. Этого сделано не было вообще. Вместо этого были использованы как неочевидная «дырка» в законодательстве, так и прямое его нарушения. Текст поправок в полном объёме был вставлен в законопроект, который уже два года висит в Госдуме и ни малейшим образом не связан с долевым строительством. Удачно, что этот текст хотя бы связан со строительной сферой, а так же то, что он находится во втором чтении. Для того чтобы внести в него изменения не нужно проходить круг согласований во всех ведомствах, а нужно было добиться лишь одной подписи – любого человека в статусе вице-премьера.
И эта подпись нашлась. Документ после рассмотрения в правительстве, которое, как ранее упоминалось, прошло в понедельник, был направлен в Госдуму с необходимой подписью. При этом были нарушены два правила – поправки не могут менять смысл законопроекта, каждый документ, влияющий на экономику, должен проходить оценку регулирующего воздействия (ОРВ) в Минэкономе.
Формально оценка регулирующего воздействия проходится в данный момент. Из пояснительной записки, которая сопровождает документ на его пути в Госдуму, следует, что ОРВ идёт в рабочем порядке и завершится 15 декабря. Инициаторы всего этого не учли одного – сайт, на который вывешиваются документы для ОРВ, является публичным, соответственно, любой человек может зайти и поучаствовать в процессе обсуждения законопроекта. Оказалось, что текст, отправленный из правительства в Госдуму и текст, размещённый для ОРВ это… разные тексты. Под одним и тем-же названием и номером документа.
«Я удивлён, дорогая редакция»
Очевидно, что идея такой схемы не могла родиться в самом Минстрое, а принадлежит кому-то вышестоящему. Время для махинации выбрано мастерски. Общественные организации начали протестовать против таких действий, однако их протесты будут обрабатываться стандартные 30 дней, а за это время закон уже и рассмотрят, и примут. Стоит отметить, что протесты против закона и действий Минстроя привели к раздраю и в стане протестующих. Буквально по Оруэллу «Остазия всегда воевала с Океанией»: «Деловая Россия», которая изначально была против поправок, так как они очевидно бьют по бизнесу, теперь заявляет, что они всегда были за проект. «Перекрашивание» произошло в понедельник, перед заседанием той самой комиссии правительства. Вероятно, перед совещанием произошел ряд встреч на уровне руководства организации и инициаторов проекта.
Скорее всего всё пройдет гладко и с 1 января фонд начнёт работать, как и положено по этому закону. Что делать застройщикам и дольщикам, в каком правовом поле им работать — не ясно никому, понятно, что ближе к середине января до всех инстанций – Генеральной прокуратуры, Администрации Президента и самого Президента России дойдут все жалобы и требования от людей, чей бизнес хотят уничтожить и захватить. От решения этих инстанций зависит не просто «деловой климат в стране». От их действий зависит будущее России как правового государства.
Автор: Олег Александров
Источник: Московский Монитор