18 ноября Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об изменении условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения) , направленный на смягчение условий привлечения к уголовной ответственности за «налоговые» преступления.
При этом текст законопроекта, принятый 16 октября 2009 года в первом чтении, прошел доработку в профильном комитете Госдумы, в результате чего претерпел изменения, направленные на дальнейшую либерализацию уголовной ответственности за налоговые правонарушения.
Не касаясь подробностей порядка прохождения законопроекта в Госдуме, одобрения его Советом Федерации и подписания Президентом, можно с достаточно большой долей вероятности утверждать, что принятая редакция законопроекта уже не будет значительным образом изменена.
Важной новеллой стало исключение такой меры пресечения как заключение под стражу для лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налогового преступления. Это значит, что налогоплательщик в любом случае будет находиться на свободе до вынесения приговора. Представляется, что тем самым лицу дается еще один шанс уплатить налоги и избежать уголовной ответственности.
Между тем, возможность взять под стражу сохраняется, если человек скрывается от следствия или суда, нарушил избранную в отношении него меру пресечения (более мягкую, чем заключение под стражу) или не имеет постоянного места жительства.
Законопроект также предусматривает, что лицо, впервые совершившее «налоговое» преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью возместило ущерб, причиненный уклонением от уплаты налогов — то есть уплатило собственно налог, а также пени и штрафы, размеры которых определяются Налоговым кодексом РФ.
При этом если лицо, привлекаемое к ответственности, убеждено в своей невиновности, оно, даже уплатив полностью налоги, пени и штраф, может настаивать на рассмотрении дела по существу. В этом случае уплата сумм налогов будет служить дополнительной гарантией непривлечения к уголовной ответственности.
По сравнению с законопроектом, принятым в первом чтении, также увеличены размеры неуплаченного налога для возникновения условий привлечения к уголовной ответственности. Напомним, что сейчас физическое лицо может быть привлечено к ответственности, если будет установлена неуплата им налога в размере 100 тысяч рублей. В отношении юридического лица достаточно установить неуплату налога в размере 500 тысяч рублей, чтобы возникли основания для привлечения к ответственности руководства организации. Без сомнения, существующие ограничения достаточно низки и не отражают степень общественной опасности совершенного деяния, которое может считаться преступлением.
В связи с этим предлагается установить следующие размеры неуплаченного налога для физического лица — 600 000 рублей в течение трех лет (при условии, что доля неуплаченного налога составляет не менее 10% от общей суммы налогов, подлежащих уплате) или 1 800 000 рублей. Для привлечения к уголовной ответственности должностного лица в связи с неуплатой налогов юридическим лицом необходимо будет установить неуплату налогов в размере 2 000 000 рублей (при условии, что доля неуплаченного налога составляет не менее 10% от общей суммы налогов, подлежащих уплате) или 6 000 000 рублей (независимо от удельного веса недоимки в обще сумме налоговых платежей).
Также еще раз хотелось бы обратить внимание на возросшую роль рассмотрения налогового спора в арбитражном суде, поскольку теперь подтвержденные вступившим в силу решением арбитражного суда обстоятельства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, должны в обязательном порядке учитываться при рассмотрении уголовного дела.
Особое значение в связи с этим приобретает доказывание вопросов вины лица в совершении налогового правонарушения. Так, для привлечения к уголовной ответственности органам следствия и прокуратуры необходимо доказать, что неуплата налога произошла в результате сообщения заведомо ложных сведений, то есть что лицо во всяком случае должно было знать о недостоверности сведений в налоговой декларации. В то же время, налоговые органы, по результатам проведения налоговой проверки, в большинстве случаев констатируют совершение правонарушения «по неосторожности». Таким образом, если в решении арбитражного суда будет указано, что неуплата налогов произошла по неосторожности, это повлечет невозможность привлечения к уголовной ответственности.
Кроме того, законопроект дополнился следующими положениями. Как известно, привлечение к ответственности дважды за одно правонарушение невозможно. Даже если речь идет о сочетании налоговой и уголовной ответственности. Это следует и из прямого указания закона: в силу пункта 3 статьи 108 Налогового кодекса РФ налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
На практике данное положение не всегда соблюдалось, на что обратил внимание Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 9664/09: если после вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лицо будет привлечено к уголовной ответственности, данное обстоятельство должно стать безусловным основанием для отмены решения налогового органа, в том числе вступившего в силу, в части начисления штрафа.
В связи с этим рассматриваемый законопроект дополнился следующими нормами, гарантирующими физическому лицу (в том числе индивидуальным предпринимателям) однократность привлечения к ответственности за «налоговое» правонарушение. Так, на весь период расследования дела в органах милиции и прокуратуре, рассмотрения уголовного дела в суде, исполнение решения налогового органа приостанавливается. И в случае вынесения обвинительного приговора налоговый орган обязан самостоятельно отменить вынесенное им решение в части привлечения лица к налоговой ответственности по ст.122 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, с 2011 года следствие по налоговым преступлениям передается от следственных органов МВД в Следственный комитет Прокуратуры.
Будем надеяться, что благие намерения, которыми руководствовался законодатель при разработке и принятии рассматриваемого законопроекта, найдут реальное претворение в жизнь и благоприятным образом скажутся на наполняемости бюджета. Ведь именно такую цель преследует государство. И не смотря на то, что стать обвиняемым по уголовному делу все сложнее, не стоит терять бдительность и уделить особое внимание построению системы налоговой безопасности.
Материал предоставлен юридической фирмой «Ардашев и партнеры»