С декабря Роскомнадзор начинает мониторинг сетевых СМИ. При помощи специального программно-аппаратного комплекса будет проверяться, насколько тексты, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные в сети, соответствуют российским законам.
Причем, в поле зрения Роскомнадзора попадают как редакционные, так и выложенное рядовыми пользователями материалы. В блогосфере поговаривают о введении цензуры.
На кого направит взор Роскомнадзор?
Ведомство будет изучать контент сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ, на предмет наличия слов, выражений и меток из заданного чиновниками списка. Ключевых понятий в нем будет порядка 5 миллионов, однако что это за понятия, неизвестно.
От Роскомнадзора не отстает Министерство юстиции РФ. За систему мониторинга и анализа материалов СМИ и блогов Минюст предлагает 3,5 миллиона рублей. Причем, отслеживаемые материалы будут группироваться по темам. В отдельные группы будут объединяться те из них, в которых упоминаются, например, президент и премьер-министр РФ, а также сам Минюст. Причем, упоминания о себе-любимом ведомство будет тоже разделять на позитивные и негативные.
Получается, в поле зрения государственных структур может попасть даже личный блог? И вот здесь снова встает вопрос, который в последние годы поднимался не раз: когда личный блог становится средством массовой информации. С одной стороны, есть пример уличных беспорядков на Ближнем Востоке, а также в Лондоне, когда призывы выйти на улицы распространялись через микроблоги и социальные сети.
С другой стороны, есть примеры, когда за неудачный комментарий в чьем-то личном блоге люди подвергались уголовному преследованию (в частности, дело сыктывкарского блогера Саввы Терентьева, который в интернет-дневнике местного журналиста оставил нелестный комментарий о сотрудниках правопорядка и получил год лишения свободы условно).
ЖЖ: личный дневник или СМИ?
Ранее, когда программное обеспечение, способное автоматически обнаруживать подозрительный контент, только создавалось, эксперты поясняли, как это все может работать. В частности, исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов рассказал: «Если экстремистская информация будет размещена на сайте, зарегистрированном как СМИ, то к нему будут применены меры по линии Роскомнадзора. В случае обнаружения подобного контента в блогах или на личных страницах в социальных сетях будут включаться механизмы удаления таких сайтов».
Блогеры и сами задаются вопросом, чем считать свой интернет-журнал — личным дневником или СМИ, и где эта грань заканчивается. Мыслями на эту тему делится блогер feruza: «Оказывается, пока ты только начал вести блог и у тебя 30 читателей, ты в сознании людей — частное место. А как только ты начал писать интересно для многих тысяч, причем, ты эти тысячи не зазывал специально и осознанно, не планировал их приход, то есть они сами пришли, то — оп! Ты уже
Вряд ли Брэд Фитцпатрик, основатель крупнейшей блог-платформы «Живой Журнал», думал о том, что из локальной социальной сети сервис превратится в нечто большее — в то, чем он стал в России. Если ЖЖ задумывался, как сервис, позволяющий американским подросткам общаться по интересам, то в России эту идею развили: появились так называемые «тысячники» — популярные блогеры, журналисты, политики, писатели стали собирать тысячи подписчиков. Пришлось даже отменить лимит в 750 «друзей» (пользователей, чьи журналы можно читать постоянно в своей «ленте друзей»).
Многие блоги, действительно, можно читать как газету или журнал, другие именно так себя и позиционируют. В одном из интервью Брэд Фитцпатрик признался, что он, конечно, не планировал, что ЖЖ будет играть такую важную роль в жизни людей. Но, как признался основатель сервиса, он рад и гордится тем, что люди используют его детище не только для чтения за завтраком.
Дискуссия о том, что считать блогом, что считать СМИ и как наказывать тех, кто нарушает закон в Интернете, каждый раз упирается в вопрос о законе, который регулировал бы виртуальную жизнь. Эту тему нередко поднимал министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. Однако говоря о том, может ли государство вмешиваться в жизнь Интернета, Щеголев отметил, что о таком виде вмешательства как цензура речи быть не может.
«Цензура — это предварительный отсмотр и блокирование информации. В отношении Интернета сделать это предварительно невозможно. Это замедлило бы попадание информации в Интернет и серьезно исказило бы его как живой, очень гибкий и оперативный механизм», — сказал министр в одном из интервью каналу «Россия 24». Однако наблюдать за тем, чтобы в Интернете соблюдались рамки закона, необходимо, считает Щеголев: «Это вопрос не столько Интернета, это вопрос в целом жизни общества». По его мнению, для регулирования деятельности в Интернете могут применяться законы, которые пресекают любую противоправную деятельность в обществе.
Получается, что регламентировать деятельность интернет-СМИ должен тот же закон, что регламентирует работу обычных СМИ. Но попадают ли блоги под это определение? Ради интереса известный блогер Сергей Мухамедов зарегистрировал свою страницу «Оттенки серого» (ottenki_serogo) в ЖЖ как средство массовой информации. Регистрация прошла успешно, но вскоре была аннулирована по просьбе учредителя.
«Периодически возникает желание у различных государственных органов прибрать к рукам блоги и сделать их средством массовой информации. И вот на очередном пике таких веяний возникла идея зарегистрировать блог как СМИ, чтобы показать всю дурацкость положения», — рассказал блогер в эфире радиостанции «Вести ФМ».
По его словам, главной задачей было просто доказать то, что блог возможно зарегистрировать как СМИ. «Доказали. Но вот во время всей этой регистрации было огромное количество косяков, которые государством никак не контролируются. То есть, я мог при регистрации указать адрес блога, например, нашего президента, и получил бы бумагу, что этот блог — мой», — рассказал он.
Цензура или контроль?
Сами блогеры неоднозначно восприняли новость о «цензуре» в Интернете. Некоторые отнеслись скептически — например, matzebacker: «Роскомнадзор мониторит уже давно, но в ручном режиме. Появление „специального программно-аппаратного комплекса“ мало что изменит, только лишь заменит рутинный ручной поиск на автоматический. Мониторинг касается только СМИ».
Блогер vicanp уверен, что мониторить интернет-ресурсы бесполезно: «Более для Интернета подходит „естественный отбор“ — это когда чье-то мнение никому не интересно и на него никто не обращает внимания, даже в том случае, когда этот человек пишет радикальные вещи».
Журналист и писатель Сергей Ильин отмечает, что ему как блогеру никакие нововведения госведомств не страшны, потому что в Интернете он старается «фильтровать базар». А контроль с их стороны, между тем, уже не новость.
Его точку зрения публикует портал Мнения.Ру: «Есть контроль по ключевым словам со стороны спецслужб и аналогичный контроль служб гражданских. Может быть, стоит поставить вопрос о том, насколько они должны друг друга дублировать? Об этом почему-то не говорят, потому что в принципе для уголовных дел, контроля и так далее вполне достаточно мероприятий в рамках СОРМ (системы оперативно-розыскных мероприятий). Чтобы увидеть между ними разницу, нужно обладать, видимо, соответствующей юридической квалификацией».
В самом Роскомнадзоре, впрочем, отмечают, что страхи блогеров не оправданны. Ряд СМИ приводит слова помощника главы Роскомнадзора Михаила Воробьева, который заверил, что проверяться будут только сайты, зарегистрированные как СМИ. Он подтвердил, что такой мониторинг, действительно, ведется и сейчас, только вручную.
Автор: Екатерина Логачева
Источник: Вести.ру