О новом порядке предоставления земельных участков

0 538

С 1 марта 2015 года вступают в силу поправки в Земельный кодекс РФ (ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Закон направлен на совершенствование действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также на регулирование вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки.

По мнению многих экспертов, внесенные изменения являются одними из крупнейших за последнее десятилетие. Рассмотрим наиболее существенные из внесенных изменений.

По общему правилу в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, теперь предоставляются исключительно за плату.

Впрочем, в ряде случаев законодательство (ст. 39.5 ЗК РФ) предусматривает возможность бесплатного предоставления в собственность гражданину или юридическому лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (однако это не распространяется на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц).

Среди них:

- образованные в результате раздела участков, ранее предоставленных некоммерческим организациям, созданным для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования,

- ранее предоставленные в безвозмездное пользование гражданам - по истечении 5 лет и при условии, пользования земельным участком в соответствии с установленным разрешенным использованием,

- предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей.

В случае купли-продажи земельных участков, в государственной или муниципальной собственности, основным процессуальным механизмом становится проведение торгов в форме аукционов (п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ).

Без проведения торгов участки могут предоставляться только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях.

Юридические лица получат такую возможность, при строительстве социально важных объектов - дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки, или же такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия, а также реализации масштабных инвестиционных проектов, но при условии соответствия критериям, установленным Правительством РФ.

Госорганы теперь должны выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц. Исключение — если они зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т. п.

В качестве начальной аукционной цены участка используется кадастровая стоимость. Информацию о наличии свободной земли органы обязаны публиковать на официальных сайтах.

Организатором аукциона, как и ранее, может быть непосредственно орган государственной власти или местного самоуправления, так и специализированная организация, действующая на основании договора с таким органом.

Отличительной особенностью изменений является подробная регламентация. Так, например, «шаг аукциона» может быть в пределах 3% начальной цены предмета торгов. В случае, когда аукцион признан несостоявшимся и проводится повторный аукцион, такая цена может быть снижена, но не более чем на 30%. (п. 17 и 18 ст. 39.11 ЗК РФ).

Так же как и приватизация земельных участков, договоры их аренды заключаются по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

Закрытый перечень исключений аналогично продаже земельных участков дан непосредственно в ЗК РФ. Новые положения земельного законодательства детально регламентируют сроки аренды земельных участков.

Введено новое для современного российского законодательства понятие использования земельных участков без их предоставления и без установления сервитута. Теперь находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам) могут использоваться например, для проведения инженерных работ, либо капитального или текущего ремонта, строительства временных или вспомогательных сооружений, складирование строительных и иных материалов, во время строительства, реконструкции линейных объектов, осуществление геологического изучения недр (Статья 39.33. ЗК РФ).

Сколько в России земли и чья она:

Земли лесного фонда - 1 121 928, 1 тыс.га – 65,6% из них 0, 5 тыс.га в частной собственности.

Земли сельхозназначения – 386 135,8 тыс.га – 22,6% из них 128 336,7 тыс.га в частной собственности.

Земли запаса - 90 864, 6 тыс.га – 5,3%

Земли особо охраняемых территорий и объектов – 46 065, 8 тыс.га – 2, 7 % из них 11, 2 тыс. га в частной собственности.

Земли промышленности и иного спецназначения – 16 898, 9 тыс.га – 1% из них 211, 4 тыс. га в частной собственности.

Земли населенных пунктов – 19 886, 9 тыс. га – 1,2% из них 4 411, 4 тыс. га в частной собственности.

Земли водного фонда – 28 044, 5 тыс.га – 1,6% из них 0,8 тыс. га в частной собственности.

(По данным Росреестра)

Источник: Finance Times

Автор: Владислав Эрнст

Поделиться

Комментарии

Отменить