Понятие «Предприятие» в данном материале объединяет экономически развитые крупные и предприятия и их объединения. Такие предприятия называют проблемными активами по следующим обстоятельствам:
- значительная трудоемкость расчета стоимости;
- отсутствие критерия истинности;
- значительные затраты на оплату услуг по оценке;
- высокая доля в богатстве страны.
Проблемные активы включают также объекты: недра природы, коммуникационные сети, многопрофильные учреждения здравоохранения и т.д.
Задачи оценки стоимости недвижимости (проблемных активов) не имеют определенных решений. Возможно, говорить только о границах (диапазоне) разброса результатов оценок.
Разные оценщики, занимающиеся в интересах конкретных лиц оценкой проблемных активов, будут иметь разные результаты расчетов, разница в величине стоимости может быть значительной. При этом эксперты — профессионалы одобрят результаты всех оценок, поскольку и оценщики и эксперты являются членами одного СРОО. Для поиска верного решения принимают во внимание среднее значение пограничных величин стоимости предприятия, которое принимают за достоверную величину справедливой стоимости предприятия.
При использовании специалистами одинаковой методики расчёта стоимости, например, при затратном подходе, величины стоимостей будут разными, и разница в величинах бывает значительной. Это касается и доходного подхода.
Утвержденные нормы проектирования предприятий – объектов оценки позволят сократить разброс значений расчетов стоимости. На практике гипотетический вариант расчета стоимости несколькими оценщиками не осуществим, поскольку услуги специалистов оценочных компаний дороги. Кроме того, важную роль в оценке стоимости недвижимости (проблемных активов) играет государство, поскольку велики налоги на имущество этих объектов.
В связи с государственной важностью правильного расчета справедливой стоимости национального богатства России решение подобных задач нельзя доверять оценочным компаниям, аудиторским и консалтинговым фирмам, интересы которых отличаются от интересов России. Оценка стоимости проблемных активов не должна проводиться крупными фирмами в РФ, в капитале которых участвует иностранные источники.
Максимально верной представляется позиция, когда в РФ допускаются инвесторы, доверяющие результатам расчетов стоимости российских оценщиков – профессионалов. Мелкие оценочные фирмы, независимые оценщики не справляются с задачей достоверного расчета справедливой стоимости активов. Специалистам не хватает знаний, опыта, имиджа, авторитета для того, чтобы убедить заказчика оценки в достоверности результатов. Представляется целесообразным создание в РФ организации государственных оценщиков и экспертов. Результаты оценки предприятий будут защищать интересы участников сделок по таким активам, а также государства.
В организационной структуре такого института должны быть созданы структуры научно-методических разработок, эффективности инвестиционных проектов, Экспертный совет.
Задачи научно-методического отдела:
- ревизия методов определения стоимости предприятий и участков земли;
- анализ учебников и пособий;
- совершенствование методов оценки;
- разработка программного продукта для расчета справедливой стоимости;
- анализ целесообразности применения доходного подхода (ресурсного метода) ;
- составление прогнозов объёмов работ по оценке для государственных оценщиков и экспертов;
- разработка программ переподготовки оценщиков;
- классификация активов (проблемных).
Набор государственных оценщиков и экспертов должен происходить на основании конкурса.
Таким образом, создание института государственных оценщиков и экспертов — важное событие для экономики страны, способствующее объективной оценке национального богатства России.