Многие удивляются, поскольку не понимают причины интереса к своей персоне, некоторые раздумывают, идти или не идти, но, решив, что раз они ни в чем не замешаны, являются по вызову. Другие просто не идут в полицию, ни под каким предлогом.
Причины вызова могут быть различными — от необходимости привлечения вас в качестве понятого, когда нужно удостоверить, например, факт изъятия пакетика марихуаны, до вызова в качестве лица, причастного к тому или иному противоправному действию.
И от того, насколько вы серьезно отнесетесь к данной ситуации, во многом может зависеть ваша дальнейшая судьба.
Как ни странно, но многие граждане не относятся серьезно к своему походу на беседу либо допрос в правоохранительные органы, тем более если они вызваны и допрашиваются в качестве свидетеля того или иного события преступления. Некоторые из них, по непонятным причинам, подписывают не глядя любые документы, представленные им оперативными работниками либо следователем. Уже потом, на стадии судебного заседания, когда их ранее данные показания вдруг зачитываются судом, они делают удивленные лица и говорят, что такого не говорили вообще. Выясняется, что они не читали протокол допроса, когда его подписывали. Но… дело сделано, а в протоколе допроса в самом низу написано собственной рукой: «С моих слов записано верно, мною прочитано». И сколько бы такой свидетель не доказывал обратное, суд ему уже не поверит. А ведь благодаря таким показаниям зачастую решается судьба того или иного человека, находящегося на скамье подсудимых.
В моей практике работы судьей часто встречались ситуации, когда потерпевшие, услышав оглашенный протокол своих показаний на следствии, сильно удивлялись несоответствию причиненного ущерба или другим обстоятельствам произошедшего.
Конечно, здесь я не имею в виду порядочных следователей, да и не порядочный приписывать в протокол допроса свидетеля какие-то факты, которые легко потом будет опровергнуть, так нагло не будет, но все же если вы будете внимательно читать то, что подписываете, некоторых неприятностей и разочарований в нашей судебной системе, избежать удастся.
Хуже обстоит ситуация, когда вас вызывают в качестве лица, на которое уже пало подозрение в совершении преступления, но еще об этом вам не говорят.
Это касается не только ситуаций, когда сотрудники полиции справедливо тащат к себе убийц, насильников или других социально опасных личностей, которые, к слову, не особо то из-за этого и расстраиваются.
Часто из разряда свидетелей в разряд подозреваемых может перейти лицо, которое тем или иным образом связано с работой коммерческого предприятия, обвиняемого в неуплате налогов либо мошеннических операциях.
Так, например, по делам о неуплате налогов, как правило, к уголовной ответственности привлекаются не только генеральные директоры предприятий, но и их главные бухгалтеры. И последний, идя на допрос в качестве свидетеля, как правило, не подозревает, что после допроса может легко перейти в категорию обвиняемых.
И вот здесь, на начальном этапе, еще на первом допросе нужно четко знать, что можно говорить, а что нет, какие документы можно выдать следствию, а какие лучше спрятать или от, греха подальше, уничтожить.
И дело здесь не в том, виновно ли вызываемое лицо, либо нет. Просто каждый находящийся в полиции или следственном комитете человек должен осознавать, что он изначально вызван туда не зря!!! И что не стоит потакать следователю и отвечать на каждый его вопрос. И не думать, что если он скорее ответит на все эти вопросы и подпишет протокол, то он уйдет домой и избавится от этой проблемы. Нет!!! Проблемы после такого допроса могут начаться у самого допрашиваемого, и растянуться они могут впоследствии на многие годы.
Я не хочу вдаваться в те моменты, когда на допрашиваемых лиц оказывается определенного рода давление со стороны оперативных работников и следователей, поскольку это и так всем известно. И дело здесь даже не в том давлении, о котором вы читаете в СМИ, с противогазами и резиновыми дубинками. Нет! Давление присутствует изначально, с того момента, как вы пересекли порог такого учреждения. Оно выражается во всем — в излишней официальности, в ограниченности во времени допроса, в форме, которая одета на окружающих вас сотрудников, и даже в том, что
Многие будут с упорством гнуть свою линию, которая заключается в том, что «Мы не виновны, и нам нечего бояться». Может быть, в действительности это и так, и я особо никого не буду убеждать в обратном.
Но я, как человек с опытом работы в прокуратуре и судьей на протяжении 11 лет, скажу, что очень многие сильные люди, имеющие большой жизненный опыт, просто теряются при одном виде человека в погонах и от элементарного волнения способны наговорить лишнего. И потом, как бы вы не изменяли свою позицию, первоначальные показания всегда будут доминировать над последующими, и суд всегда будет брать за основу именно их, с различной мотивировкой этого в обвинительном приговоре.
Я также не утверждаю, что в правоохранительной системе все будут пытаться вас обмануть или склонить к даче ложных показаний. Ведь в нашей правой системе есть очень много достойных полицейских, прокуроров и судей. Я просто советую вам — если вы получили такую повестку, обезопасьте себя, поспрашивайте у своих знакомых хорошего адвоката и сходите на беседу, допрос либо иное следственное действие с ним. Если же вас застали врасплох и привезли в правоохранительные учреждения, у вас есть законное право отказаться давать любые пояснения и показания, вплоть до отказа называть свои биографические данные.
Будьте осторожны!
Ваш адвокат Самоха Антон Владимирович (официальный сайт)
Специально для Finance Times