ФАС оставит чиновников без "мерседесов" и золотых кроватей

0 692

Федеральная антимонопольная служба намерена ограничить закупку ведомствами товаров премиум-класса: дорогих автомобилей, золотых кроватей и драгоценных сувениров, быстроходных катеров и яхт. Соответствующие поправки ФАС планирует внести в закон «О госзакупках», заявил «Маркеру» начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев.

Например, при закупке люксовых автомобилей чиновникам придется тщательнее выбирать дополнительные опции или же приобретать машины классом ниже топовых моделей. На такие жертвы они должны будут пойти, если будет установлен предел цены на определенные классы товаров, в том числе автомобили. Также ФАС предлагает определить предельную мощность двигателя чиновничьего авто. «Не думаю, что органам власти нужны автомобили с двигателями по 400 лошадиных сил или цена которых — выше 5-10 млн рублей», — рассуждает Евраев. Однако предельные параметры должно устанавливать правительство своим постановлением, отмечает он.

Без суда и следствия

ФАС также надеется ускорить процедуру расторжения контракта и сделать ее административной, а не судебной, как сейчас. «Это огромная проблема: сейчас заказчик в случае неисполнения или некачественного исполнения контракта поставщиком может расторгнуть договор или по соглашению сторон, или через суд: второй вариант обычно растягивается на несколько месяцев», — сетует Евраев. Чтобы решить эту проблему, ведомство предлагает рассматривать спорные случаи в межведомственной комиссии, в которую помимо ФАС войдут правоохранительные и надзорные органы. «Эта комиссия сможет в 10-дневный срок принимать административное решение о расторжении контракта, причем для этого потребуется ⅔ голосов членов комиссии», — рассказал Евраев, отказавшись, впрочем, назвать полный состав комиссии. Соотвествующие поправки ФАС рассчитывает внести в закон «О госзакупках».

Закажут профессионалы

Новый законопроект предусматривает централизацию функций размещения заказов. Для этого будут созданы специальные уполномоченные органы в каждом субъекте федерации. Финансироваться эти организации будут из бюджета, а работать там станут профессиональные товароведы и юристы. Последние займутся составлением технической документации для заказчиков, которым сегодня это дается с трудом. «Сейчас, к примеру, государственные больницы, школы, библиотеки вынуждены содержать штат специалистов, которые оформляют документацию на тендеры — это неправильно, — говорит Евраев. — Сегодня 220 тыс. заказчиков — это кошмар, мы хотим большую их часть передать в 1-2 тыс. профессиональных центров заказа». Центры предназначены для крупных и сложных заказов, подчеркивает чиновник: канцелярские товары и прочие расходные материалы госучреждения будут закупать без их помощи.

Не могли обойти вниманием специалисты ФАС и ситуацию с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). «Компании, которые заявляют о готовности выполнить заказ на НИОКР, должны быть созданы не вчера, иметь опыт успешного выполнения подобных заказов, — рассказывает Евраев. — По крупным контрактам процедура должна проходить через экспертный совет, утверждаемый правительством».

Контроль за поручителями

Антимонопольщики также намерены бороться с мошенничеством при финансовом обеспечении заказа — предоставлении поручительства и банковских гарантий. «Это будет централизованная схема: планируется создать реестры добросовестных поручителей и банков, предоставляющих гарантии, — рассказывает Евраев. — И проверять поручителя будет уже уполномоченный орган, а не заказчик, как сейчас». Роль уполномоченного органа может взять на себя Федеральная налоговая служба, предполагает Евраев. «Также для поручителей устанавят определенные лимиты обязательств, которые они не смогут превысить», — отметил чиновник ФАС.

Всего же, по словам представителя ведомства, в законопроекте около 50 «серьезных новаций», которые вносят изменения в 94-й ФЗ, Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях, Градостроительный кодекс и другие законодательные акты. Законопроект ФАС является своеобразным ответом на предложенный Минэкономразвития вариант закона «О Федеральной контрактной системе», подвергшийся резкой критике со стороны антимонопольщиков.

Повод для обсуждения

Некоторые предложения ФАС не лишены смысла, считает Евгений Федоров, зампред комиссии Госдумы по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, госкорпораций и коммерческих организаций с государственным участием. «Административное расторжение контрактов — без суда — вполне оправданно: мы действительно сталкиваемся с ситуациями, когда неправомерные контракты заключаются намеренно быстро, чтобы ускользнуть от ФАС и потом осесть в судах», — рассказал «Маркеру» Федоров. То же касается и специального органа, который будет оформлять заказы для госучреждений. «Это неплохое предложение, которое показало свою эффективность на примере крупных компаний: они создали у себя специальные департаменты по закупкам и действительно добились снижения цены, повышения качества исполнения заказов, — рассуждает Федоров. — Однако это предложение может быть реализовано „вне закона“, то есть не обязательно принимать закон, это можно сделать на уровне правительства». Позитивно депутат оценивает и предложение создать реестры поручителей и банков: «Фактически это механизм укрепления института страхования сделок».

Впрочем и проект закона Минэкономразвития, и массив поправок в 94-ФЗ от ФАС — это лишь предложения для обсуждения внутри правительства. Не исключено, что итоговый документ будет создан на основе предложений двух ведомств.

Автор: Дмитрий Иванов

Источник: marker.ru

Поделиться

Комментарии

Отменить