Марк Давыдов: Разрушительные смыслы в информационной войне против наших детей в Интернете, мессенджерах и играх

0 388
Марк Давыдов: Разрушительные смыслы в информационной войне против наших детей в Интернете, мессенджерах и играх

Как уберечь детей от деструктивной идеологии в играх – это одна из самых обсуждаемых сегодня тем в обществе. С докладом на тему: «Деструктивный контент в настольных и компьютерных играх и его влияние на молодежную среду» выступил в Государственной Думе на круглом столе «Интернет, мессенджеры и игры как поле информационной войны против детей: система защиты и регулирования».

Мероприятие организовано Комитетом и рабочей группой «Обеспечение детской безопасности, противодействие деструктивным идеологиям в детской и молодежной среде» Комиссии Госсовета РФ по направлению «Семья».

Начать свой доклад я решил с цитаты Никиты Сергеевича Михалкова, который поднял эту тему еще в январе 2025 года в программе «Бесогонъ» («Бесогонъ» от 31.01.25, выпуск "Чем грозит диктатура профанов?") на примере игры «Иммаджинариум». Но по техническим причинам видео не загрузилось, да и перед выступлением ко мне подошли представители CosmoDrome Games с предложением дружбы и просьбой не критиковать их за игру, которая незатейливо продвигала ценности и смыслы противоречащие духовно-нравственным ориентирам здорового общества.

В информационной войне за образ мысли молодого поколения используют книги, Интернет, мессенджеры, компьютерные и настольные игры, внедряя негативный нарратив в игровые смыслы.  Но перед тем, как перейти к настольным играм, буквально пару слов о компьютерных играх и виртуальной зависимости среди молодежи.

Какой вред от компьютерных игр и цифровая зависимость

Онлайн-игры, такие как Roblox, Minecraft и некоторые другие вызывают сильную эмоциональную связь, а затем и зависимость, так как в них игрока удерживает огромное число якорей: игровое сообщество (клан, друзья), потраченное личное время, деньги, вложенные в игру, награды за успех.

Игра даёт всё, что ребёнку или взрослому может не хватать в реальной жизни для самореализации и ощущения себя успешным и востребованным. Все это может быть в игре. Поэтому велик риск уйти в виртуальный мир очень надолго и провести там свою жизнь. Или, что еще хуже – воспринимать реальность через призму своей любимой игры. О возможных трагических последствиях мы читали в новостях.

Компьютерная игра может замкнуть человека в себе, пожирает время и деньги, отвлекает от реальной жизни. Поэтому блокировка игры Roblox уже вызвала волну возмущения.

При этом нельзя отворачиваться и от полезной стороны компьютерных игр, если говорить о киберспорте или тренировки навыка управления БПЛА. В Международном дворце самбо в Лужниках 1-2 ноября состоялась II Московская Интеллиада, где присутствовали киберспортивные дисциплины. Это большой фестиваль интеллектуальных игр, где детям и взрослым можно ознакомиться с шахматами, Го, настольными и компьютерными играми, по которым проходят соревнования, с игрой «Мафия». Но мы понимаем, что подготовка и участие в киберспортивных играх должно проходить под руководством профессиональных тренеров.

Деструктивная идеология в настольных играх (Мафия, Иммаджинариум, Манчкин, Тайный Гитлер, Монополия)

Никита Сергеевич Михалков уже обратил внимание на версию игры «Иммаджинариум 2020». Но сколько еще разрушительного содержания проникло в популярные игры, в которые мы играем с детьми?!

Обращаю ваше внимание на советскую психологическую игру «Мафия», которую я очень люблю, и которая может быть полезна детям для развития критического мышления и защиты от мошенников. Играть с детьми в «Мафию» рекомендовало МВД России 22 мая 2025 года, рекомендация вышла в телеграмм-канале «Вестник Киберполиции».

Классическая версия игры действительно математически выверенная, дает огромную практическую пользу и является по сути тренажером эффективных вербальных и невербальных коммуникаций.

Важно бережно относиться к содержанию развивающих игр для детей и подростков, тем не менее, даже в «Мафию» проникли элементы деструктивного содержания.

За 40 лет существования игры появилось множество ее разновидностей с такими ролями как: «Путана», «Маньяк-Убийца», «Эскортница», «Шахид-смертник». Такой контент негативно влияет на нашу молодежь и пропагандирует «порочный образ жизни». Я бы не хотел, чтобы мои дети, моделируя различные игровые ситуации, примеряли бы на себя подобные роли или хоть как-то ассоциировали себя с ними. О взрослых речи не идет – пусть взрослые играют в те игры, которые по душе.

Также хочу отметить среди популярных игр две самые конфликтные – это Манчкин и Монополия. Эти две игры являются лидерами по конфликтам и ссорам, которые случаются при подведении итогов. Уверяю вас, шансы выйти из этих игр с испорченным настроением велики! В начале года нам с друзьями попалась версия игры «Монополия. Большая Афера». Элемент конфликта изначально зашит в правилах, где нужно обманывать, подставлять, совершать мошеннические действия в адрес оппонента, что предусмотрено игровыми карточками.

В настольных и коммуникативных играх нужны эталоны и высокие стандарты, которые могут задать эксперты. Также необходимо провести большую аналитическую работу, чтобы выявить разрушительные игры среди развивающих. А в дальнейшем проводить обязательную государственную экспертизу игрушек и игр на деструктивное влияние.

Перед нами стоит историческая задача — оградить детей от целенаправленного разрушения их психики и системы ценностей и одновременно дать им яркую, позитивную, сильную альтернативу — наши книги, наши игры, наши фильмы, наших героев.

Полезные развивающие игры (Скажи по-русски, Семья, Городская Мафия, Эволюция, Детская безопасность)

Тем не менее полезных интеллектуальных игр гораздо больше, чем вредных. Их можно определить по ряду признаков, которые в динамике подтверждают развитие личности. Какие это признаки:

  • Получение новых знаний
  • Увеличение словарного запаса
  • Развитие критического и стратегического мышления, креативности
  • Формирование полезных навыков (например, безопасность детей, полезные привычки)

Игра «Скажи по-русски» о которой ровно год назад говорила советник Президента Елена Александровна Ямпольская, помогает развивать словарный запас и избавляться от англицизмов в речи. Более 200 тысяч игроков за первые два месяца существования игры. Кстати, я долго держался в тройке лидеров этой игры, недавно меня вытеснили на 4 место.

«Эволюция» — это настольная игра, в которой игроки создают и развивают популяции животных, пытаясь адаптироваться к изменяющейся среде. Игра сочетает стратегическое планирование, тактику и элемент случайности, создавая уникальные партии каждый раз.

«Семья» – суть игры в том, что игроки являются родственниками и должны выявить членов семьи с вредными привычками (зависть, обжорство, обидчивость и др.) и исцелить их заботой, вниманием и доверием. А члены семьи с вредными привычками каждую ночь могут «заразить» здорового родственника вредной привычкой. По сути, та же Мафия, только никаких эскортниц и убийств, обычная Семья.

Не хватает игр на тему личной безопасности детей и защиты от буллинга. Над этим вопросом уже работает наша команда. Также на днях я узнал, что НИИ «Интеграл» выпустил настольную игру по основам информационной безопасности для детей.

Логика должна вернуться в школьную программу как обязательный предмет!

Человек читающий книги всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор. А как приучить детей больше читать? Да очень просто: давайте ограничим доступ в интернет детям до 14 лет, но разрешим пользоваться им в городских и школьных библиотеках!

Мы сегодня говорили о последствиях той информационной войны, которая ведется против нас, против наших детей уже много десятилетий. Орудия воздействия войны пятого поколения запрятаны в книгах, в играх, даже в системе образования. В этой информационной войне атакуют юные умы наших детей.

Известно, что соотношение западных специалистов по информационным войнам к российским выпускникам этой же специальности составляет 50 к 1. Я защитил диплом на тему «Средства и методы ведения информационно-психологической войны» и прошу вас обратить особое внимание на следующий исторический факт, который можно считать стратегическим поражением прошлого столетия.

В Российской империи с 1807 по 1917 год логика была обязательным предметом школьной программы. В 1918 логику запретили как буржуазное явление. 29 мая 1941 года Сталин решил возродить преподавание логики в школах, но удалось это сделать только в 1947 году. Однако в 1959 году вышел последний школьный учебник по логике, потому что Никита Хрущев счел этот предмет бесполезным.

На мой взгляд, лучшей защитой детей от деструктивной вражеской идеологии будет возвращение Логики в школьную программу как обязательного предмета!

Логика позволяет мыслить самостоятельно, легче отличать правду от вымысла, учит делать истинные умозаключения из имеющийся информации.

Депутат Госдумы и эрудит Анатолий Вассерман через «Радиоточку НСН» обвинил Никиту Хрущева в отсутствии предмета «Логика» в школах и поддержал инициативу: «Учитывая, что изучение «Логики» в школе было отменено при Никите Хрущеве, оно действительно необходимо. Хрущев всегда безошибочно выбирал наихудший вариант, потому хотел достичь всего, сразу и любой ценой. Отмена «Логики» подразумевала получение больше времени на другие дисциплины. Но при этом именно «Логика» облегчает изучение любой конкретной дисциплины. По личному опыту могу сказать, что владение логикой позволяет лучше понимать все и всех, с кем сталкиваешься. Если логикой владеешь слабо, тогда испытываешь на каждом шагу проблемы. Это должен быть обязательный предмет, а не факультатив. Так раньше и было в школах. Учебники по «Логике» у нас есть, они вполне актуальны. Это один из важнейших предметов для школьников», - рассказал он.

С аналогичной инициативой выступала депутат Госдумы Яна Лантратова полтора года назад. Она заявляла, что это поможет ребятам лучше понимать окружающий мир, эффективно анализировать информацию, делать правильные выводы и корректно аргументировать собственную точку зрения.

Логику необходимо преподавать со школьной скамьи, чтобы мыслящая подрастающая молодежь могла самостоятельно выявлять деструктивную идеологию и самостоятельно уберечь себя, свою Семью, свою Родину!

Автор: Марк Маркович Давыдов,
разработчик игр, продюсер телеигры на ТРК «Русский Мир», член экспертного совета по креативной экономике Делового центра экономического развития СНГ

Комментарии

Отменить