В этом году в своих рекомендациях по проверке годовой бухгалтерской отчетности Минфин России особо обратил внимание аудиторов на ошибки, которые могут возникнуть из-за нынешней экономической ситуации (письмо от 29.01.09 № 07-02-18/01).
Отложенные налоговые активы и обязательства. Они рассчитываются исходя из временных разниц и ставки налога на прибыль, действующей на отчетную дату (п. 14, 15 ПБУ 18/02). Поскольку по состоянию на 31 декабря 2008 года ставка налога на прибыль составляла 24 процента, то в бухгалтерской отчетности за прошлый год величины ОНА и ОНО должны быть определены по прежней, а не по новой ставке.
Резерв по сомнительным долгам. По мнению Минфина, компания вправе образовать резерв только в тех случаях, когда, по ее оценке, реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Если же на отчетную дату организация уверена, что просроченная необеспеченная «дебиторка» будет оплачена в течение 12 месяцев после отчетной даты, то резерв по данному долгу не создается.
Справедливости ради отметим, что рекомендации Минфина отвечают общим требованиям к отражению операций в бухучете. Однако если их придерживаться, то неизбежно возникнут разницы между данными налогового и бухгалтерского учета. Ведь в налоговом учете нет такого критерия для признания долга сомнительным, как «уверенность компании в погашении долга». Этот критерий является оценочным, поэтому при формировании резервов по одинаковым правилам, на наш взгляд, им можно пренебречь. Доказать, что компания была уверена в погашении долга, очень сложно. Вместе с тем, чтобы соблюсти требования, в бухгалтерской учетной политике такой критерий лучше прописать.
Светлана Князева, эксперт «УНП»