При этом налогоплательщики — получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов и расходов в рамках целевых поступлений. Об этом напомнил Минфин в своем письме № 03-03-06/4/39 от 27.05.2009.
Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о
№ 03-03-06/4/39 27.05.2009
Вопрос: Основной вид деятельности благотворительного фонда — оплата высокотехнологического лечения, медицинского оборудования, медицинских изделий, медикаментов, услуг и средств реабилитации, ортопедические средства и другие социально-бытовые услуги для детей, детей-инвалидов из социально-незащищенных слоев населения и социальных учреждений. Коммерческая деятельность с целью извлечения прибыли фондом не осуществляется.
Прошу Вас дать письменный ответ по вопросу уплаты налога на прибыль.
Фонд направляет полученные целевые средства в валюте в клиники, производителям лекарственных препаратов и оборудования. При неполном использовании эти средства возвращаются в Фонд.
Образуется доход в виде положительной курсовой разницы вследствие:
1) отклонения курса поступившей валюты как остатков после лечения подопечных за рубежом и курсом авансового платежа по контрактам с контрагентами на проведения лечения подопечных фонда;
2) переоценки добровольных благотворительных взносов в пользу подопечных фонда, поступивших на валютные счета фонда.
Будут ли эти средства являться доходом по статье 250 НК РФ или же мы можем считать их увеличением целевых средств и льготировать по пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ как взносы, полученные на благотворительную деятельность.
В настоящее время мы столкнулись с тем, что только за 1 квартал 2009 года сумма этого дохода составляет более 500000, что по существу не является прибылью фонда и при уменьшении на сумму налога на прибыль выполнение запланированных программ фонда будет крайне затруднительно.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о порядке налогового учета некоммерческой организацией средств пожертвований, выраженных в иностранной валюте, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в том числе средства и иное имущество, которые получены некоммерческой организацией на осуществление благотворительной деятельности.
При этом указанной статьей установлено, что налогоплательщики — получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов) , полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При условии отдельного учета, а также целевого использования указанных средств, доходы и расходы, полученные (произведенные) в рамках целевых поступлений, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Учитывая изложенное, благотворительные пожертвования, выраженные в иностранной валюте, полученные благотворительной организацией, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли, при условии целевого использования таких пожертвований. При этом курсовые разницы по средствам пожертвований, возникшие в результате изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, являются доходами (расходами) полученными (произведенные#) в рамках целевых поступлений, которые также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Курсовые разницы, возникшие при использовании средств пожертвований, выраженных в иностранной валюте, по целевому назначению, в том числе при возврате налогоплательщику — благотворительной организации средств, ранее перечисленных в качестве предварительной оплаты, для целей налогообложения прибыли в составе доходов (расходов) также не учитываются.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет инфомационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор департамента
И.В. Трунин