Уже со следующего года все регионы России перейдут на новую систему расчета налогов на объекты недвижимости, исходя из их кадастровой стоимости. До 2022 года эти платежи будут постепенно увеличиваться. Конечно, в переходный период будут действовать определенные понижающие коэффициенты, но уже к 2020 году они перестанут действовать, и тогда налоговая нагрузка на собственников достигнет своего максимума. И в случае неоправданного завышения кадастровой стоимости для восстановления справедливости последним остается доступным только один-единственный инструмент — процедура оспаривания.
Однако пока система не заработала по всей стране в полную силу, для владельцев жилья и земельных участков устанавливаются все новые правила. Так, 22 сентября 2017 года на рассмотрение Государственной Думы вынесен законопроект «О внесении изменений в статью 22 ФЗ «О Государственной кадастровой оценке» (имеется в распоряжении редакции «СП»). Этот документ, автором которого является депутат-«единоросс» Раиса Кармазина, фактически полностью изменяет ту самую процедуру оспаривания результатов оценки кадастровой стоимости. В случае принятия законопроекта единственным поводом для инициации этого процесса в отношении квартир, земельных наделов, офисов, торговых центров останется недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении размера его кадастровой стоимости.
В пояснительной записке Раиса Кармазина опирается на данные Росреестра, согласно которым в результате оспаривания кадастровой стоимости в целом по России за 2016 год выпадающие доходы местных бюджетов только по земельному налогу составили 13,6 миллиарда рублей. Из этой суммы на оспаривание через судебные органы пришлось не менее 8,03 миллиарда рублей, а на оспаривание через комиссии — не менее 5,58 миллиарда. И столь значительное сокращение доходов местных бюджетов, по мнению депутата, приводит как раз право собственника изменять кадастровую стоимость имущества путем установления ее на уровне рыночной.
Эксперт НП «АРМО» Евгений Федоров отмечает, что кадастровая оценка проводится массовыми методами, зачастую в отсутствие достаточной рыночной информации для построения нормальных моделей. В результате вылезают дикие перекосы, когда предприятия с общим забором получают кадастровую стоимость, отличающуюся в 2 раза:
— Например, в Ульяновской области для промышленных земель ценообразующим фактором является близость к кладбищу. Причем чем ближе к кладбищу, тем стоимость участка выше. Таких примеров по России — масса. На сегодня объективно оценщики кадастровой стоимости не формируют адекватную экономическую модель за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Получаемые результаты подгоняются по принципу «хоть как-то похоже на правду», да и это не всегда. Например, в Мурманске средняя кадастровая стоимость квадратного метра земли под промышленным объектом — 7 тысяч рублей, а рыночная — тысяча.
На сегодня, констатирует Евгений Федоров, заказчиком оценки является власть. И выдаваемое ей подведомственному государственному учреждению указание провести кадастровую оценку часто означает «повысить налоговую базу, не допустить выпадающих доходов». И именно оспаривание остается единственным защитным механизмом и для предпринимателя, и для простого гражданина, владеющего небольшой квартирой в среднестатистической «пятиэтажке». А сложившаяся за последние 5 лет комиссионная и судебная система изменения кадастровой стоимости хоть и тяжела, но гарантирует соблюдение баланса интересов бизнеса и государства. Так что те самые «выпадающие» 13,6 миллиарда рублей доходов местного бюджета — это никакая не потеря, а экономически обоснованный механизм защиты рабочих мест и гарантия уплаты прочих налогов.
Источник: newsdiscover.net