В то время как крупнейшие банки наращивают сети, Сбербанк свою сеть сокращает — за первые шесть месяцев текущего года число его отделений уменьшилось на 239. В Сбербанке такие действия объясняют заботой о клиентах. Однако, по мнению экспертов, основная задача банка — экономия, которая сопряжена с риском снижения доступности банковских услуг в удаленных регионах, пишет «Коммерсант».
В распоряжении газеты оказался доклад ЦБ «О территориальном распределении банковских услуг в РФ», который должен быть представлен на ближайшем заседании Национального банковского совета 29 сентября. Согласно документу, несмотря на сокращение числа действующих кредитных организаций (за первое полугодие — на 12, до 1 тыс.) , число банковских отделений увеличивается — за тот же период их стало больше на 514, то есть 41 780.
Рост филиальной сети обеспечен крупнейшими банками, отмечается в материалах ЦБ. Данных по банкам ЦБ не приводит. Опрос топ-10 банков по активам показал, что они в первом полугодии действительно увеличивали сети. Так, число отделений ВТБ 24 выросло на 36, до 567 штук, Газпромбанка — на 14, до 248, Росбанка — на 72, до 682, Альфа-Банка — на 48, до 442. В Россельхозбанке, Райффайзенбанке и ЮниКредит Банке число отделений в первом полугодии не менялось. В Банке Москвы число отделений уменьшилось на 4, до 380.
Исключением стал крупнейший по охвату региональной сети (45% всех банковских отделений в России) Сбербанк. За шесть месяцев число его отделений уменьшилось на 239, до 19,11 тыс. В частности, число филиалов Сбербанка в первом полугодии сократилось на 44, до 530, внутренних структурных подразделений (ВСП) — на 195, до 18,58 тыс. Основное сокращение сети Сбербанка пришлось на такой вид ВСП, как операционные кассы вне кассового узла (на 479, до 8,42 тыс.) , что отчасти было компенсировано увеличением числа дополнительных офисов (на 37, до 10,28 тыс.) и операционных офисов (на 247, до 256).
В Сбербанке сокращение сети объясняют переходом к «клиентоориентированному подходу». «Офисы, в которых объективно невозможно обеспечить качественное обслуживание, планомерно закрываются, взамен них создаются офисы самообслуживания либо организуется функционирование мобильных офисов, — пояснили в пресс-службе Сбербанка. — Развитие удаленных каналов обслуживания существенно снижает нагрузку на классическую сеть и позволяет нам оптимизировать количество подразделений». В Сбербанке отказались сообщить, сколько отделений нового формата было открыто взамен закрытых в первом полугодии точек.
По мнению экспертов, для Сбербанка оптимизация сети вполне оправданна. «Банк сокращает наиболее „тяжелые“ формы банковских офисов с точки зрения операционных расходов и управляемости — филиалы и наиболее „мелкий“ формат офисов — операционные кассы, — отмечает зампред правления банка „Ренессанс кредит“ Олег Скворцов. — Как правило, универсальные банки в среднем имеют один филиал на область, а у Сбербанка их намного больше. Формат оперкасс, видимо, не соответствует новой стратегии Сбербанка