Егор Гайдар поделился своими соображениями по самым актуальным вопросам: какая судьба ждет американский доллар, когда экономика начнет выходить из кризиса и как может выглядеть новая мировая финансовая система.
1. Доллар не рухнет ни при каких условиях
По мнению Гайдара, доллар «не рухнет ни при каких условиях». Такую уверенность в слова известного экономиста вселяет долгая история финансовой стабильности, которая стоит за долларом. Поэтому, по его мнению, отказываться от него никто не будет. «Тем более что и государственный долг США по мировым меркам вовсе не запредельный. Крупный — согласен, но не чересчур», — считает Гайдар. — «Раньше или позже мировая экономика вступит в новую полосу роста. И главным мотором станет ускорение американской, европейской и китайской экономик».
2. Когда закончится кризис?
По словам Гайдара, кризис в России закончится тогда же, когда закончится мировой. Это объясняется тем, что «состояние российской экономики сильно зависит от мировой», что проявляется как в ценах на сырьевые ресурсы, так и в балансе притока / оттока капитала. Согласно прогнозам экспертного сообщества (против которых Гайдар, похоже, не возражает) , это может произойти между IV кварталом 2009 года и первой половиной 2010-го.
Действия российского правительства в условиях кризиса Гайдар назвал вполне разумными, хотя отметил, что были и ошибки. Разумность заключается в том, что «мы оказались к кризису готовы», ибо накопили необходимые резервы, которые «позволяют нам управлять кризисом». Именно поэтому сегодняшний кризис не идет ни в какое сравнение с 98-м годом: «Кризис серьезный, но до августа 1998 года — применительно к развитию событий в России — ему далеко».
Ошибочной же ему представляется «идея, будто можно остановить реформы в экономике», что дорого обходится сегодня стране. Под этим Гайдар понимает «усилия по обеспечению права частной собственности, стимулов к инвестициям, прозрачности механизма принятия государственных решений, легитимности судебных решений, отказ от понятных и эффективных процедур контроля над бюджетными расходами. Рассчитывать на то, что цены на сырьевые товары будут высокими всегда, — это ошибка».
3. Архитектура мировых финансов после кризиса
По мнению Гайдара, «мировые финансовые институты оказались слишком слабыми, чтобы управлять кризисом». Существующие сегодня международные финансовые институты — МВФ и Всемирный банк — «оказались недостаточно капитализированными и при всем их авторитете не обладали должной степенью доверия в мире». Дело в том, что Бреттон-вудская система мировых финансов за 65 лет с момента ее формирования серьезно устарела: «Сейчас ситуация изменилась, соотношение ВВП развитых и развивающихся стран стало иным. Пытаться сохранить систему, сформированную еще в 1944 году, в условиях, когда мир меняется, — это ошибка. Всем придется приспосабливаться к другому миру, в котором правило „США и Европа решают, остальные прислушиваются“ не будет работать».
Какой будет новая система мировых финансов? Об этом говорить с одной стороны, еще рано, а с другой — уже поздно. Поздно, потому что, по мнению Гайдара, договариваться о ней нужно было еще весной прошлого года. Сегодня же надо решать проблемы текущего кризиса. Поэтому возвращаться «к работе над контурами новой мировой финансовой инфраструктуры удастся лишь с началом восстановления роста мировой экономики».
Главное, по словам Гайдара, «чтобы правила воспринимались всеми ключевыми участниками процесса как понятные и справедливые».
Источник: Газета «Финансовые Известия!